|
пресс-релиз:
Экспозиция расскажет о театре, его архитектуре и пространстве, пластике и форме, архитектонике и динамике. Впервые архитектура и строительство театральных и зрелищных сооружений будут рассмотрены параллельно с действом, происходящим внутри самих этих зданий – на сцене.
Выставочный проект продемонстрирует макеты, декорации, архитектурную графику, архивные фотографии, костюмы, планы, зарисовки фасадов, что позволит воссоздать в выставочном пространстве особенности театральной архитектуры и сценографии. Театр как целостный мир – таким представит его экспозиция.
Весь проект – выставка и подготовленный по ее случаю каталог – представит совершенно особенный взгляд на архитектуру и сценографию театра в России. Демонстрируя колоссальное количество материалов, в их числе и нереализованные проекты, и конкурсные предложения, и многие перестроенные сегодня сооружения и залы, он позволит шаг за шагом проследить этапы формирования театра в целом:
От театра барокко Растрелли (театр в Зимнем дворце) и народного театра эволюцию театральной архитектуры в России можно проследить через классицизм (императорские театры в Петербурге и Москве) и эклектику к новому стилю - модерну. Постройки Дж. Кваренги (Эрмитажный театр) и Карло Росси (Александринский), Осипа Бове и А. Кавоса (Большой театр), выдержанные в стиле западноевропейской архитектуры, становятся доминантами культурной городской среды. На рубеже XIX–XX веков по определению «новые» формы стиля модерн сосуществуют с неорусским стилем и различными стилизациями: восточными, барочными, ренессансными. На смену театрам эклектики приходят театры Фёдора Шехтеля (МХАТ им. А.П.Чехова) и Иллариона Иванова-Шица (ныне Ленком) – сдержанные и элегантные.
Театр авангарда в первые годы советской власти представляет из себя комбинированное явление: эксперименты конструктивистов по выявлению новых форм и функций осуществляются параллельно с исканиями неоклассиков.
Эпоха модернизма выдвигает на архитектурную авансцену новый тип зрелищного сооружения – коробку с остекленным фасадом фойе. Типовые театры строятся по всей стране, обозначая новый культурный уровень досуга граждан. При этом во второй половине ХХ века сооружаются и театры авторской оригинальной архитектуры, ставшие памятниками собственной эпохи, к примеру, МХАТ им. М. Горького Владимира Кубасова. Постмодернизм представляют театры конца XX века: новгородский драматический Владимира Сомова и московский детский музыкальный им. Н. Сац Александра Великанова и Владилена Красильникова.
Экспозиция, помимо следования принципу исторической эволюции, строится и на более пристальном рассмотрении отдельных важных проектов во всей их полноте. Через весь выставочный проект прослеживается и сценографическая линия эволюции форм: театральная машинерия барокко, перспективные декорации классицизма сменяются кинетическими установками авангардистов и бытовыми сюжетами модернистов. Особое внимание уделяется проектам архитекторов-сценографов: Пьетро Гонзага, Александра Веснина, Владимира Щуко, Георгия Гольца, Бориса Мессерера, Ильи Уткина.
Публике будут представлены эскизы театральных декораций таких знаковых художников и архитекторов, как: Карл Росси и Джакомо Кваренги, Альберт Кавос и Осип Бове, Казимир Малевич и Федор Шехтель, Владимир Татлин и Иван Билибин, Константин Коровин и Александр Тышлер, Борис Кустодиев и Любовь Попова, Кузьма Петров-Водкин, Александр Бенуа и многих других.
В проекте принимают участие ведущие музеи России: Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей-усадьба «Архангельское», Московский музей-усадьба Останкино, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Московский музей современного искусства, Музей Большого театра, Музей МХАТ, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Дмитровский музей-заповедник.
Куратор: Александра Степина
Дизайн экспозиции: Илья Уткин
|