Вероятно, у всякого места есть главная тема. В нее попадают, намеренно или нет, события большой истории и личной биографии, архитектуры и искусства вымысла. Назовем это явление фабулой места, местной фабулой.
Попадая в фабулу, события истории или искусства, собственно, и проявляют, оформляют ее. До них или без них она существует в свернутом виде, в первом событии или до всякого события, но существует.
Фабула яузского устья проявлена самое малое четырежды. Четвертый раз — в двадцатом веке, писателем, в романе. Третий — в девятнадцатом, художником, на полотне. Второй раз — в восемнадцатом, императрицей, ее вельможами и архитекторами, в неком учреждении, его программе и наружности. А первый раз — в Средневековье, посвящением урочищного храма. Возможно, храм не проявил, а создал фабулу.
Она могла остаться свернутой в церковном посвящении, как злак в зерне.