пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Пиранези. До и после. Италия – Россия.XVIII–XXI века

выставка Арт, Архитектура
  дата: 20.09.2016 - 13.11.2016
  страна: Россия
  город: Москва
  место: ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка,12)
  организатор: Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
  контакты: +7 499 678 34 27
+ 7 916 127 81 11
press@arts-museum.ru
  ссылки: arts-museum.ru>>>
  Выставка, посвященная великому итальянскому художнику XVIII века.
  пресса-статьи:
  ГМИИ открывает выставку Пиранези – "До и после" // Телеканал «Культура». 19.09.2016
 
Джованни Баттиста Пиранези. Амфитеатр Флавиев, именуемый Колизей. Вид с птичьего полета. 1776. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Джованни Баттиста Пиранези. Амфитеатр Флавиев, именуемый Колизей. Вид с птичьего полета. 1776. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Джованни Баттиста Пиранези. Гравюра. Вид на Пьяцца дель Пополо. Лист из серии «Виды Рима». 1746-1748. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Джованни Баттиста Пиранези. Гравюра. Вид на Пьяцца дель Пополо. Лист из серии «Виды Рима». 1746-1748. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан Франсуа Тома де Томон. Рисунок. Вид Пантеона в Риме. 1787. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Жан Франсуа Тома де Томон. Рисунок. Вид Пантеона в Риме. 1787. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Джузеппе Валериани. Набросок. Дворцовый интерьер. Около 1745. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
Джузеппе Валериани. Набросок. Дворцовый интерьер. Около 1745. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им. А.С. Пушкина
связанные события:
04.03.2017 - 30.03.2017
выставка

Оммаж Пиранези. Архитектурные миры Сергея Резникова
пресс-релиз:
Пресс-показ: 19 сентября 2016

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку, посвященную великому итальянскому художнику XVIII века, Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), граверу, рисовальщику, архитектору, ведутисту, декоратору, ученому-исследователю.

В экспозицию войдут более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также  пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российского государственного архива литературы и искусства, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова. Впервые вниманию российского зрителя будут предложены гравировальные доски Пиранези, предоставленные Центральным институтом графики (Римская Калькография). В общей сложности на выставке будет экспонироваться около 400 произведений.

Благодаря работам предшественников и последователей итальянского мастера, зритель сможет получить наиболее полное представление о формировании творческой личности Пиранези, о влиянии его искусства на последующие поколения художников и о том, какую роль его наследие сыграло в России. Таким образом, выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника. «До» – это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» – художники и архитекторы конца XVIII–XIX столетий, вплоть до XXI века.  Творчество Пиранези вдохновляло придворных архитекторов Екатерины II – Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Винченцо Бренну; мастеров русского авангарда – Ивана Леонидова, Константина Мельникова, Якова Чернихова; а также современного художника Валерия Кошлякова, специально создавшего для данной выставки произведение, посвященное мастеру.

Экспозиция состоит из нескольких больших разделов: Белый зал посвящен Античности. Пиранези в течение всей своей жизни занимался исследованием древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий. Впервые российские посетители смогут увидеть листы из важнейших теоретических работ мастера, прежде всего четырехтомного сочинения «Римские древности» (1756), где были описаны все сохранившиеся памятники древнего Рима, реконструирована топография античного города, запечатлены исчезающие остатки античных памятников.

Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он принимал участие в раскопках и начал воссоздавать памятники античного искусства, продавая их наряду с гравюрами. Тогда же он приступил к разработке проектов каминов и мебели, повлиявших на развитие эстетики неоклассицизма. Получить представление об этой стороне творчества мастера посетители смогут, познакомившись с листами из двух серий гравюр: «Различные способы украшения каминов…» и «Античные вазы, канделябры…» (последняя была создана на средства российского мецената Шувалова).

Кроме того, здесь можно будет увидеть гравюры с рукописными заметками самого Пиранези и два редких рисунка молодого Пиранези из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Пиранези принимал живое участие в жарких спорах «о греках и римлянах», получивших широкое распространение в середине XVIII века. Он со всей пылкостью отстаивал главенствующую роль архитектуры Рима вопреки мнению «эллинистов», считавших вершиной мировой художественной культуры Грецию. С этой темой на выставке связан показ книжных изданий, сочинений знаменитых теоретиков античного искусства – Иоганна Иоахима Винкельмана и Бернара де Монфокона, представителей эллинистического течения. Большой интерес представляет русское издание книги архитектора Чарльза Камерона о римских термах. В постройках Камерона в России, в Царском Селе и Павловске, прослеживается определенное влияние идей художника, создавшего новую эстетику, став одним из главных предвестников неоклассического стиля и стиля ампир.

В этом же зале вдохновленный работами Пиранези известный современный российский художник Валерий Кошляков представит публике произведение, созданное специально для выставки – «Рим. Форум» (2015–2016), перекинув виртуальный мостик из эпохи венецианского мастера в XXI столетие.

Важное место в структуре выставки занимает колоннада, посвященная теме ведуты. Здесь показаны лучшие листы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, в фондах которого хранится вторая по значимости и величине в нашей стране коллекция офортов мастера, сформировавшаяся в 1920–1930-е годы. Центральное место на колоннаде отдано офортам из сюит «Виды Рима…» и «Виды Пестума» – прекраснейшим и самым известным произведениям мастера, принесшим ему славу при жизни и продолжающим оказывать влияние на последователей художника уже после его смерти.

Зал 20 целиком посвящен истокам будущего гения, его формированию: учителям, первым шагам в искусстве, увенчавшимся созданием двух ранних серий офортов. Одна из них, «Темницы…», со временем приобрела славу одного из главных шедевров мирового искусства всех времен.

Сюита «Темницы…» (ее полное название – «Воображаемые темницы Дж. Баттиста Пиранези, вене[цианского] архит[ектора]») были выполнены в технике офорта и изданы римским торговцем, выходцем из Франции Жаном Бушаром. Первое издание серии, состоявшее из 14 листов, восходит к 1749 году. Уже в этом раннем варианте Пиранези создает абсолютно новую концепцию пространства, безмерного и безграничного. Новая жизнь произведения началась в 1761 году, когда серия подверглась кардинальной переработке: доски были полностью перегравированы, стали более темными, добавилось два новых листа: «Пытка дыбой» и «Барельеф со львами», а их содержание стало еще более таинственным, трагическим и сложным для восприятия.

Чтобы облегчить зрителю возможность проникнуть в загадочный мир офортов из серии «Темницы…», на выставке в соседнем      зале 19, как раз напротив стены с оригиналами, будет демонстрироваться 3D видео Грегуара Дюпона. Этот любезно предоставленный Музею для показа фильм, созданный в 2010 для другой выставки произведений Пиранези, организованной Фондом Чини (Венеция), мастерски использует современные технологии, воссоздает виртуальную среду знаменитой серии гравюр художника «Темницы…».

В 19-м зале, который станет связующим звеном между работами Пиранези и произведениями XX века, посетители увидят  расположенные на щитах два архитектурных проекта советских архитекторов Константина Степановича Мельникова и Андрея Константиновича Бурова. Надо отметить, что работы мастеров советской архитектуры эпохи сталинского ампира образовали значительный раздел выставки, расположившийся в залах 18 и 21. Эта завершающая часть экспозиции органично демонстрирует пиранезианские идеи, воплощенные в советской архитектуре. Здесь представлены работы известных отечественных архитекторов и художников советского периода, среди которых особо место занимают И.И. Леонидов, К.С. Мельников, Л.В. Руднев, Я.Г. Чернихов, Б.М. Иофан, а также И.А. Фомин, Я.Б. Белопольский, Е.М. Сорин, И.А. Голосов, С.М. Грузенберг.

В этом же разделе будут показаны гравировальные доски Пиранези из собрания Центрального института графики (Рим), и пробковые модели архитектурных памятников древнего Рима, выполненные в XVIII веке Антонио Кики, из собрания Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.

Кураторы выставки:
Федерика Росси (Немецкий институт истории искусства во Флоренции [Kunsthistorischen Institut in Florenz] – Max-Planck-Institut [KHI] [Институт Макса Планка, Флоренция]; приглашенный профессор Московского архитектурного института [Государственной академии, МАРХИ], Москва);
Семён Михайловский (Санкт-Петербургская Академия художеств);
Марина Майская (ведущий научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина);
Юлия Меренкова (научный сотрудник Отдела гравюры и рисунка ГМИИ им. А.С. Пушкина);
Александра Данилова (хранитель советского раздела выставки, заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков).


Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter