В сфере девелопмента текущую ситуацию нельзя назвать благоприятной. Для застройщиков «новая реальность» характеризуется одновременно и ограниченным доступом к финансовым ресурсам, и снижающимся спросом на определенные виды недвижимости — в первую очередь офисы и торговые площади. Московские власти планируют удержать темпы строительства на прошлогоднем уровне — 8–9 млн кв. м недвижимости в год. При этом в первом квартале 2016 г. объемы ввода объектов капитального строительства упали до 1,6 млн кв. м. Это на 25% меньше, чем год назад.
Новая экономическая ситуация более остро, чем во время периода роста рынка, ставит вопрос об инвестиционном климате в строительной сфере. Кроме, введения экономических стимулов, крайне важной сегодня становится, в частности, тема снижения административных барьеров в строительстве. В последние годы правительством Москвы проделана большая работа: количество процедур сократилось в 2,5 раза, их стоимость — в 2 раза, сроки получения разрешения на строительство — в 1,7 раза. Результаты уже заметны. С 2010 по 2015 г. Российская Федерация поднялась в рейтинге DoingBusiness, который готовит Всемирный банк, по показателю «Получение разрешений на строительство» на 60 позиций (до 119 места).
Инвестиционная привлекательность – это, во многом, вопрос инвестиционного потенциала и рисков. Серьезные изменения инвестиционного потенциала почти невозможно провести в короткое время, так как он зависит от десятков параметров, в том числе и от геополитической ситуации. Однако, снижать риски при реализации инвестиционных проектов за счет повышения прозрачности процедур, сокращения их сроков и стоимости – возможно. Именно этим путем в последние годы и идет столичное правительство, реализуя программу по снижению административных барьеров в строительстве.
Вопросы для обсуждения:
Каковы планы столичного правительства по улучшению инвестиционного климата в области строительства?
Какие наиболее крупные изменения по снижению административных барьеров были реализованы в последний год? Какие новации по снижению административных барьеров планирует предложить столичное правительство в ближайшее время?
Как бизнес-сообщество оценивает изменения в деловом климате столицы, и какие проблемы кажутся сегодня наиболее острыми?
Можно ли предложить инициативы, позволяющие в достаточно короткий срок уменьшить административные барьеры в строительной сфере и срок реализации проектов?
Насколько существующие административные барьеры являются ограничением для иностранных и российских инвесторов? Или ограничением сегодня являются другие факторы (низкий спрос, недоступность и дороговизна кредитных ресурсов)?
На какую доходность могут рассчитывать инвесторы в Москве сегодня? Эта доходность соответствует существующим рискам или недостаточно?
Сократились ли сроки реализации девелоперский проектов в Москве в последние годы? Что нужно сделать, чтобы их сократить?
Россия достаточно уверенно поднимается в рейтинге Doing Business. Каковы главные проблемы в области строительства с точки зрения рейтинга?
Рынок коммерческой недвижимости сегодня пребывает в депрессивном состоянии. Можно ли за счет снижения административных барьеров «взбодрить» рынок?
Участники дискуссии:
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Сергей Левкин, руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы
Мартин Шаффер, управляющий PPF Real Estate Russia
Леонид Казинец, председатель совета директоров корпорации «Баркли», руководитель рабочей группы «Агентства стратегических инициатив» по упрощению процедур получения разрешения на строительство
Наталья Шемановская, начальник управления по работе с клиентами строительной отрасли и девелопмента Sberbank CIB
Сергей Воронин, генеральный директор, Forum Properties
Наталия Тишендорф, генеральный директор AVICA
Денис Соколов, партнер, руководитель отдела исследований Cushman and Wakefield
Любовь Цветкова, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы
Екатерина Шапочка, PricewaterhouseCoopers, руководитель практики оказания консультационных услуг государственным органам.