Опираясь на фотографическое наследие одного из главных архитектурных фотографов сталинского периода, выставка покажет, как выстраивался визуальный образ крупных советских городов, а также даст современный комментарий «большому стилю» в фотографии и в архитектуре.
С первых лет революции до 1932 года длилась эпоха архитектурного авангарда, его сменила эпоха сталинского неоклассицизма – «большого стиля», которая окончилась лишь в конце пятидесятых годов, вместе с наступлением в хрущевской оттепели и переориентацией на массовое доступное жилье. В 1931 году принимается план реконструкции Москвы, затем начинается большое строительство по всему СССР. Новые планы означали окончательное прощание с конструктивизмом и утверждение идеала, апеллирующего не к функциональной и разумной организации жизни, а к пафосу прославления мощи государства.
Черты фирменной съемки Грановского: высокая точка съемки, перспектива уходящего в даль проспекта, достаточно высокая линия горизонта, позволяющая дать панораму города, и строго выстроенная композиция. Будучи корреспондентом центрального агентства, Грановский располагал пропусками и разрешениями на доступ к самым высотным точкам, закрытым для остальных. Но дело было не только в верхней точке съемки. Грановский сумел балансировать на той тонкой грани, на которой вид города, с одной стороны, остается подлинным, с другой – концентрирует в себе образность символа.
Центр фотографии представит более ста культовых работ Наума Грановского, а также новые работы, найденные в его фонде за последние пять лет, которые будут сопровождаться развернутым комментарием историков архитектуры и урбанистов, работавших совместно с нами над этим проектом.