23 июля в рамках празднования 80-летия первого генерального плана Москвы состоится торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся инженеру-градостроителю, заслуженному строителю Российской Федерации Ростиславу Васильевичу Горбанёву (1940-2012), который проработал в Институте Генплана Москвы и Москомархитектуре 64 года.
Р.В.Горбанёв – к.т.н, академик транспорта, член Союза архитекторов России проработал в научно-исследовательском и проектном институте генерального плана Москвы 50 лет. Придя в него в 1962 году после окончания строительного института им. Куйбышева (градостроительный факультет) простым инженером, он в 1978 году был назначен на должность главного инженера, а с 1988-1998 годы был директором Института. С 1998-2012 гг. он продолжал службу в градостроительной отрасли столицы в Москомархитектуре.
Р.В.Горбанёв, став руководителем предприятия в сложный перестроечный период, сумел вникнуть в новую экономическую систему и поставить экономику института на новые капиталистические рельсы, что привело к процветанию, в то время как другие предприятия переживали сильнейший спад и закрывались.
Михаил Крестмейн, и.о. директора Института Генплана Москвы: «Ростислав Васильевич был директором Института Генплана Москвы в тяжелейшие перестроечные времена, конца 1980-х – начала 1990-х годов, когда все градостроительные институты в России распадались и закрывались. Именно в этот период он сохранил и укрепил Институт Генплана Москвы. Р.В.Горбанёв собрал в Институте все территориальные мастерские, стянул кадры, высвобождающиеся при закрытии других проектных организаций, сделав Институт монополистом в градостроительстве в столице и мозговым центром Стройкомплекса».
При руководстве Р.В.Горбанёва был разработан и утвержден первый рыночный генеральный план Москвы 1998 года, который объединил работу отраслевых мастерских, разработавших стратегическое отраслевое видение города, и территориальных бригад, работавших по административным округам и досконально знавших «свою» территорию.
Олег Баевский, заместитель директора Института Генплана Москвы: «Экспертиза отклонила генеральный план Москвы и Московской области 1986 года и он не был принят. Это было начало перестройки, менялись рыночные отношения. Требовался новый генплан, в котором было необходимо предъявить потенциал городских территорий. Город должен был сам себе найти инвестора и мы для себя стали называть генплан 1998 года «генпланом возможностей». К этому моменту была разработана московская система зонирования, которая включала функциональное, ландшафтное и строительное зонирование и была придумана именно как инструмент регулирования множества участников градостроительной деятельности».
К другим важным достижениям Р.В.Горбанёва можно отнести разработку системы особо охраняемых природных территорий, которая ввела понятие «природного комплекса», установила его границы и режимы использования. В условиях капиталистического рынка и приватизации только подобные жесткие меры помогли сохранить незастроенные природные территории.
Также ключевой заслугой деятельности Р.В.Горбанёва стало введение автоматизированных систем в работу при проектировании. До 1990-х годов проектирование выполнялось на деревянных подрамниках, красками, а все базы данных и архивы велись исключительно на бумажных носителях.
По поручению Р.В.Горбанёва были закуплены компьютеры и проекты начали разрабатывать в графических редакторах. Впервые были созданы электронные базы данных (градостроительный кадастр, учет проектной документации). Автоматизация и компьютеризация, безусловно, стала конкурентным преимуществом для Института.
Среди прочих заслуг за годы работы в Институте Р.В.Горбанёва можно отменить также участие в разработке схемы транспортного обслуживания объектов «Олимпиады-1980», участие в проектировании третьего и четвертого транспортных колец в Москве.
Одним из последних проектов Р.В.Горбанёва уже в 2000-х годах стало руководство комплексными работами по крупнейшему проекту реконструкции аэропорта Внуково (терминалы, взлетные полосы, эстакады и пр.).
С 1977 года Р.В. Горбанёв долгие годы работал на кафедре «Городского транспорта» Московского архитектурного института. А его учебник «Городской транспорт» (1990г.) на сегодняшний день – единственный учебник, по которому преподают отраслевые дисциплины в МАРХИ, а также пользуются и в других вузах России.
В рамках открытия мемориальной доски с приветственным словом выступят:
КняжевскаяЮлиана Владимировна – председатель Москомархитектуры
Крестмейн Михаил Германович – и.о. директора Института Генплана Москвы
Горбанёва Алла Арефовна – супруга Горбанёва Р.В.
члены семьи, а также сотрудники Института Генплана Москвы, работавшие с Горбанёвым Р.В.