15 июля, в рамках цикла лекций "Летний МАРШ" выступит с лекцией Николай Малинин, архитектурный критик, куратор, журналист, создатель сайта «Другая Москва» и премии «Дом Года», автор книги "Архитектура Москвы. 1989-2009. Путеводитель". C 2010 года курирует все выставки проекта АРХИWOOD, а также одноименную премию за лучшую деревянную архитектуру.
Деревянная архитектура все еще кажется нам архаичной и маргинальной. При том, что в Европе дерево давно стало одним из самых модных материалов. Строят из него все что угодно – не только жилые дома, но и театры, кафе, рынки, галереи, спортзалы, а последние три года по всей Скандинавии растут деревянные небоскребы.
Дерево недорого, экологично, пластично, леса в России полно – так в чем же дело? Ответ явно кроится в сфере идеологического. Дерево для нас проблематично. Вроде бы родное – но не близкое. Простое – но непонятное. Милое – но нелепое. В результате деревянная архитектура или сама собой погибает (в деревнях) или бестрепетно заменяется (в городах). А «новое деревянное» лишь проклевывается, в массе своей оставаясь банально-типовым.
Но откуда эта проблематичность? В ХХ веке дерево становится больше, чем просто стройматериалом. Из обыденного, самого распространенного и доступного материала, каким оно было в России на протяжении многих веков, оно превращается в предмет национальной идентичности. Именно через дерево архитектура часто определяет свое отношение к национальному. Когда страна начинает нуждаться в истории, корнях и традициях, дерево возрождается – в начале ХХ века, в 1940-е годы, сегодня. Когда же более актуальными становятся общечеловеческие ценности, дерево забывают: в 20-е, 60-е, 90-е годы. И даже странно, что в книге Владимира Паперного «Культура Два» нет оппозиции «стеклянное/деревянное»…
Это отчетливое чередование настроений позволяет представить ХХ век как драматическую рефлексию на тему дерева, о чем и расскажет куратор общероссийской премии АРХИWOOD (за лучшее сооружение из дерева), архитектурный критик Николай Малинин.