Современный календарь представляет собой многослойную компиляцию сообщений различных эпох и культур. В его наслоениях можно проследить внутреннюю структуру, которую можно определить как «архитектуру времени».
Традиционный московский календарь содержит элементы античной метафизики, унаследованные от Рима и Царьграда, а также языческие, христианские и советские составляющие. Эта комплексная ментальная конструкция по-разному проявляет себя в нашем сознании, в частности, в литературе. Русские классики часто писали книги «по календарю». Пушкин прошел курс «времяведения» в михайловской ссылке, когда на протяжении 1825 года наблюдал церковный календарь. Толстой исследовал праздники в контексте своей квази-церковной службы. Роман «Война и мир» можно прочесть как календарь, церемонии которого увязаны между собой. Так, следуя за календарем, наши классики создали архетип помещения во времени, осваиваемый читателями неявно и неосознанно, но тем более укорененно.
В результате календарь образует некий интерьер традиционного сознания. В этом «архитектурном» статусе он имеет право на особого рода пространственное исследование, а также на комплекс мер по защите и хроно-сохранению.
Андрей Николаевич Балдин - родился в 1958 году в Москве. Окончил Московский архитектурный институт (МАрхИ). Член Союза журналистов Москвы и Союза российских писателей. Основатель литературной группы «Путевой журнал»; культурологические экспедиции по маршрутам Карамзина, Пушкина, Толстого, Чехова, Платонова и других авторов.Лауреат премии правительства Москвы за книгу «Москва. Портрет города в пословицах и поговорках (1997), премии «Лучшая книга года» (трехтомник «Судьба культурного наследия России», дизайн, 2002), премии журнала «Октябрь». Финалист «Большой книги» 2009, 2010.
Автор:
- книг «Москва. Портрет города в пословицах и поговорках» (1997), «Протяжение точки» (2009), «Московские праздные дни» (2010);
- сборников эссе «Закон Черепанова», «Пьер переполнен», «5 вопросов Льву Толстому»;
- публикаций в газетах «Сегодня», «Независимая газета», «Общая газета», «Первое сентября», «Известия», журналах «Октябрь», «Ясная Поляна», «Золотой век»;
- проектов «Архитектор Николай Кузанский» (храмовое и иконное пространства средневековья в сравнении византийской, западноевропейской и московской ментальных матриц), «Теория сознающего поля» (метафизика и география), «Буквоскоп Николая Карамзина».