"Антитеза «классицизм – романтизм» принадлежит к разряду устойчивых мыслительных клише. Ее историческое происхождение - культурная ситуация рубежа XVIII - XIX веков. Ею характеризуется радикальная смена стилевой парадигмы. А такие метаморфозы воплощает прежде всего архитектура. Отсюда следует вопрос: как самоопределяется романтическая новизна в доставшемся от классицизма контексте или среде бытования? Это первовопрос самой проблематики отношения к наследию. Особенно потому, что на русской почве эта проблематика выговорена и завещана в «архитектурных письменах» таких вековечных шедевров, как творения Адриана Захарова, Андрея Воронихина, Карла Росси в Санкт-Петербурге, или как планиметрические «инновации» и постройки послепожарной Москвы…"
Михаил Михайлович Алленов - историк русского искусства XIX - начала XX века. Родился в Тамбове в 1942 году. Окончил отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского университета. С 1968 года - преподаватель на кафедре истории русского и советского искусства Истфака МГУ, с 1998 года – профессор. Докторская диссертация посвящена метаморфозам романтической идеи в лейтмотивах русского искусства.
М.М. Алленов принимал участие в формировании ряда выставок в ГМИИ им. А.С. Пушкина и в ГТГ. Постоянный участник "Випперовских чтений" в Москве и "Пунинских чтений" в Санкт-Петербурге. Автор книг «Врубель», «Суриков», «Александр Иванов», сборника эссе «Тексты о текстах», соавтор многотомной «Истории русского искусства».