Рубеж веков оказался отмечен хаотическим перерождением наследия, исторической ткани города. Мы стали свидетелями постепенного обесценивания и фальсификации ценностей культуры, которые невосполнимы и не могут быть воспроизведены при их утрате. На этом фоне происходит угасание научных принципов сохранения наследия, девальвация профессии реставратора и замещение ее архитектурной деятельностью.
Как к этому следует относиться – как к определенному злу или неизбежности? Закономерен ли этот процесс? Можно ли отгородиться от кардинальных изменений в окружающем мире, имеющих глобальный характер, в котором консервативное сознание, присущее реставрации, стало входить в конфликт с новой реальностью, отмеченной натиском сверхскоростных потоков информации и систем коммуникаций? Ощущение «спрессованности» времени и «сжатости» пространства вступили в противоречие с как бы «замедленной» историко-архитектурной средой, в которой человек должен осваивать новую временную реальность. Стала особенно заметна асинхронизация ритмов – статичных у наследия и стремительных, динамичных у жизненных процессов, протекающих в его рамках. Вновь, на новом историческом этапе и в новом качестве, происходит заметная сдвижка двух этих пластов относительно друг друга, как это уже было в последней четверти XIX века.
Должны ли мы признать сегодня, что время «великих идей» и «героев», заложивших основополагающие принципы научной реставрации, понятия «подлинности» и международных доктрин, на которых выросло несколько поколений профессионалов XIX–ХХ веков, подошло к концу, и наступила новая эпоха в жизни наследия? Должны ли мы говорить о существующем вакууме в современной философии консервации, смене реставрационных циклов или речь идет просто о стагнации? Обсуждению этих и других вопросов теории в исторической ретроспективе посвящается эта лекция.