|
пресс-релиз:
Выставка представляет собой исследование градостроительных трансформаций, которые переживает Москва с момента Перестройки, и их закономерных проявлений в архитектуре. Исторический дискурс показывает, что генеральное планирование реконструкции и развития Москвы на протяжении ХХ века постоянно обращается к идее предвидения будущего и проектирования идеального города, что в той или иной степени было реализовано в строительстве. Советский период отмечает, как минимум, три принципиальных подхода к созданию столицы первого в мире социалистического государства: Новая Москва 1 - радикальные градостроительные эксперименты 1920-х гг., так и не осуществленные; Новая Москва 2 - художественный гиперпроект столицы империи победившего социализма, редкий пример воплощения идеального города в действительности;
Новая Москва 3 - идеалистичная модель городского развития на основе идей комплексного планирования, а также индустриализации и стандартизации, дискредитировавшая себя по мере реализации.
Горбачевская Перестройка явилась началом распада советской системы и ее постепенного перехода к рыночным отношениям, которые вступили в силу в 1990-е гг. Следствием этого стали радикальные трансформации Москвы. Впервые проектная воля уступает стихии развития рынка, который в большой степени начинает диктовать характер преобразований. Новый Генеральный план развития Москвы до 2020 г. декларативно заявляет гибкость регулятивной политики. Тем не менее, Москва с прилегающей к ней Московской областью, продолжает оставаться гигантской урбанистической и архитектурной лабораторией для построения моделей идеального города, которые частично реализуясь, складываются в
Новую Москву 4. В начале 21 века Москва представляется грандиозным эклектичным пространством, объединяющим фрагменты различных моделей идеального города, созданных в разное время и проникнутых совершенно разной идеологией. Настоящее время интересно высочайшим потенциалом, который складывается из экономических предпосылок, инвестиционных возможностей, творческих амбиций архитектурного цеха, амбиций властных структур, международного диалога, расширившихся строительно-технологических возможностей, наконец, социального заказа на «строительство новой столицы обновленного государства». Московское зодчество, утратив градостроительную волю периода социализма, еще не выработало внятных долговременных стратегий, отличающих урбанизм развитых капиталистических стран. Это не мешает Новой Москве 4 оставаться одной из самых активных строительных площадок мира с огромными перспективами, в которых уже намечаются отдаленные контуры Новой Москвы 5.
Проект НОВАЯ МОСКВА 4 был представлен в Академии Архитектуры в Мендризио (Швейцария), на фестивале Зодчество 2007 (Москва).
В параллельной программе - лекции московских архитекторов, круглый стол с участием ведущих архитекторов Петербурга и Москвы.
Куратор: Ирина Коробьина Консультанты: Александр Кузьмин, Олег Баевский, Вячеслав Глазычев, Илья Лежава, Александр Кудрявцев, Александр Фролов Видео: Елена Лысакова Исполнительный продюсер: Варвара Мельникова Координатор: Наталья Жилина Ассистент: Мария Буз
|