В холодных залах «Руины» строится многожанровый мультимедийный артистический и исследовательский проект.
пресса-статьи:
«Айсберги» в пространстве Музея архитектуры// ГТРК «Культура», 19.02.2015
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/128728
пресс-релиз:
Выставка АЙСБЕРГ(и) / ICEBERG(s) открывается в архитектурном пространстве флигеля «Руина», законсервированном реставраторами после пожара. В холодных залах «Руины» строится многожанровый мультимедийный артистический и исследовательский проект, объединяющий видеодокументацию арктических экспедиций, фотографии северных ландшафтов, художнические перформансы и акции, традиционное шаманское камлание и современные музыкальные сочинения.
Изменчивые формы тающих и застывающих на морском ветру айсбергов, среди которых не встретить двух одинаковых, стали источником вдохновения у архитекторов. Айсберги из-за их размеров сравнивают с небоскребами, хотя, как известно, верхушка айсберга устремлена не к небу, а в морскую пучину. Поля айсбергов складываются в ином художественном воображении в мегаполисы ледяных гор, хотя человечеству сегодня больше угрожает глобальное потепление, а не новый ледниковый период.
Экспозиция открывается документальным фильмом об экспедиции гренландского исследователя Оле Йоргена Хаммекена (Ole Jørgen Hammeken). В 2012 году Хаммекен изучал быт самых северных народов – полярных эскимосов, к поселениям которых он добирался на собачьей упряжке и открытой лодке.
Сами айсберги вырастают на нескольких экранах и черных зеркалах в фотографиях и видеофильмах художницы русского происхождения Гали Морелл (Galya Morrell), называющей себя «Художником по имени Холод». Галя Морелл – участник многих экспедиций, преодолевшая сотни километров на собачьих упряжках, открытых лодках, пешком и на лыжах, репортер, эссеист, лектор и театральный режиссер – известна устройством сцен на дрейфующих льдах, организацией спектаклей и карнавалов с привлечением местных жителей, а также организацией экспедиций, целью которых становилась поддержка традиционной культуры северных народов и художников, живущих в самых изолированных населенных пунктах мира.
«Чем дольше и дальше я путешествовала в стране айсбергов, – говорит Галя Морелл, – тем больше я думала о нашем сходстве с ними... Айсберги кажутся безжизненными сооружениями, но каждый из них – это густонаселенный небоскреб, обитатели которого в нем рождаются, вырастают, влюбляются, производят себе подобных, старятся и умирают. В каждом плавучем доме живут миллионы живых существ – от железной бактерии и снежной хламидомонады до белых медведей и нерп. С верхних этажей айсбергов, “пентхаузов”, люди, полярные эскимосы, следят за ходом морских зверей, ориентируются в хаосе вечно движущегося льда, определяют сезоны и годы. Архитектор Природа создала айсберги как гигантские зеркала, в которых мы можем увидеть собственное отражение».
Дрейф по экранам и зеркалам айсбергов-небоскребов – «молодых, жизнерадостных, дряхлых, элегантных, распутных, пафосных, кичливых, белых, голубых, красных, черных, оранжевых» – сопровождается горловым пением, говором эскимосов и первым в России исполнением композиции Леры Ауэрбах «Мечты и шепоты Посейдона».
В рамках открытия выставки под крышей «Руины» пройдут перформансы и акции шаманов, художников и музыкантов. Выставка в «Руине» открывается в день, когда после долгой полярной ночи солнце снова взойдет над самым северным в мире городом – Каанаак в Гренландии.