Советский дизайн, предметы которого уже сегодня обретают музейную и антикварную значимость, все больше привлекает внимание дизайнеров, архитекторов, историков и любителей искусства. Многие из последних выставок, посвященных этой теме, носили преимущественно ностальгический характер воссоздания быта ушедшей советской эпохи. Цель данного проекта – показать советский дизайн как яркое художественное явление, сыгравшее значимую роль в европейском промышленном искусстве ХХ века. В основу экспозиции легли редкие объекты, демонстрирующие преемственность в развитии советского дизайна от конструктивизма к ар-деко, сталинскому ампиру и функционализму 1960-х.
Впервые главным героем выставки станут уникальные предметы советской мебели и дизайна 1920–1960-х годов. На выставке будут представлены редкие образцы мебели, выполненные по проекту выдающегося советского архитектора Бориса Иофана для построенного по его же проекту «Дома на набережной» (1927–1931). Другой пример – агитационная мебель 1930-х: это гарнитур, сделанный по проекту архитектора Игоря Крестовского для дома-коммуны «Хлеба коммунизма» в городе Смоленске. Предметы мебели, выполненные в 1930-х годах по проекту Николая Лансере для Музея В.И. Ленина в Ленинграде, размещенного в Мраморном дворце (XVIII в.), представляют особый интерес. Работы по проектированию этого мебельного комплекта проводились не в архитектурных мастерских, а в «шарашке» – «Особом конструкторско-техническом бюро», где под надзором карательных органов работали репрессированные архитекторы, выполнявшие заказы по обустройству номенклатурных интерьеров, в том числе – Московского Кремля.
Мебель сталинского ампира представлена на выставке креслом-трансформером и радиолой, изготовленными по заказу ленинградского Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (Мариинского) в качестве подарка Председателю Верховного Совета СССР М.И. Калинину.
«Эстетику оттепели», советский модернизм, представляют работы дизайнеров 1950–1960-х годов, во многом продолживших традиции авангарда. Представленные чертежи мебели Юрия Случевского демонстрирует разработанную им оригинальную модульную систему, регулирующую соотношение высоты и ширины мебельной конструкции, ориентированной на средний рост человека.
Авторская мебель, фарфор, декоративная скульптура – все эти произведения «интерьерного искусства» – демонстрируются в контексте большой архитектуры, представленной проектной графикой и оригинальными фотографиями из собрания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. В общей сложности на выставке будет представлено более 200 уникальных экспонатов из музейных и частных собраний.