Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева (ГНИМА)
Улица Воздвиженка, д. 5/25
организатор:
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
Компания KERAMA MARAZZI
Фонд Исмаила Ахметова по развитию образования и поддержке культуры
Компания ARCH SKIN
Керамика с древнейших времен принадлежит к излюбленным материалам, помогающим архитекторам усиливать эмоциональность их проектов, будь то работа с поверхностью стены или создание арт-объектов в пространстве. Решения стеновых поверхностей как внутренних, так и внешних – искусство особого рода. Возникая на стыке утилитарного и художественного, оно рождает систему символов, образов, ассоциаций. Техника декорирования фасадов обожженными глиняными плитами, покрытыми цветной глазурью, появилась еще в Древнем Вавилоне. Новая волна интереса к керамике возникает во время проникновения ислама в Южную Европу, откуда распространяется далее на Запад в эпоху Возрождения. В России цветные рельефные изразцы приходят на смену белокаменным рельефам на рубеже XV–XVI веков. Канон русского полихромного узорочья на основе сочетания прозрачных глазурей и непрозрачных эмалей складывается к концу XVII века.
Выставочный проект строится на сопоставлении старого и нового: экспонаты из фондов строительных материалов Музея архитектуры представлены наряду с работами современных художников и архитекторов, которые, обращаясь к традиционным материалам и технологиям, таким как керамическая плитка, смальта и др., создают арт-объекты, качественно преобразующие пространства и наполняющие их новыми смыслами. Так, обычную стену можно превратить в увлекательный рассказ или целое путешествие, например, по Японии, просто покрыв ее декоративным керамическим панно с изображением японских пейзажей и пагод (коллекция KERAMA MARAZZI). Изразцы эпохи модерн из собрания Музея задают всегда актуальную тему цветущего сада. Авторское керамическое панно («Таллинн», коллекция МА) отправит Вас в Прибалтику советского времени, а золотая майолика подсолнухов (коллекция МА) рождает уже изрядно забытый образ украинского колхоза. Размещенные в зале «Руины» объекты современных художников и архитекторов («Рыба» Юрия Григоряна и Джулио Кандуссио, «День», «Ночь» Марко Де Лука, «Детский реликварий» Пелагеи Ангелопулу и Ильи Уткина, коллекция Фонда Исмаила Ахметова) не только «держат» обширное пространство, но и определяют его эмоциональный строй.
Пространство стены может менять «кожу», покрываясь «окаменелостями» («Лампедуза» Марко Бравуры, собрание Фонда Исмаила Ахметова), а может и вовсе перевоплотиться в объемный горельеф, принимающий облик мифологического существа. Так, вход во флигель «Руина» берет под свое наблюдение «Сфинкс» (Александр Джикия, коллекция KERAMA MARAZZI) наподобие тех, что стерегут пирамиды Древнего Египта. Это произведение, образное и одновременно функциональное, задает смысловой код всего сооружения.
Поменял свой образ и музейный дворик на Воздвиженке: теперь здесь установлены навигационные устройства в виде арт-объектов (бюро «Народный архитектор», производство Фонда Исмаила Ахметова и компании ARCH-SKIN). Новая технология арх-скин, создающая бетонную поверхность путем напыления, придает навигационным модулям особую образность и монументальность.
Выставка демонстрирует, что искусство керамики, получившее сегодня второе дыхание в контексте архитектуры, предоставляет бесконечные возможности для обновления городских и жилых пространств, для их возрождения каждый раз в новом смысловом и эстетическом качествe.