Проект «Место присутствия» художника Андрея Красулина представляет собой своего рода «тотальную инсталляцию», созданную куратором-художником Николаем Наседкиным. Работы Красулина – живопись, скульптура, графика, объекты, фото и видеоматериалы – заполняют весь флигель «Руина» Музея архитектуры, образуя в центральной его части кульминационный центр. Так выставочное пространство преобразуется в «чрево», катакомбу, которая воспроизводит обстановку и атмосферу мастерской художника. Голос Андрея Красулина – в диалогах, монологах, разговорах – звучит по всей «Руине», формируя конфликтную зону между художником и его работами, между жизненной повседневностью и творческими воплощениями.
«Никакая не выставка – просто место пребывания, – говорит жена художника, писательница Людмила Улицкая. – Оставаясь сама собой, мастерская на короткое время стала бы рассказчиком самой себя. «Руина» принимает в себя мастерскую Красулина, и в этом взаимодействии нет противоборства, а есть растворение одного пространства в другом. Они оказались единоприродны – художник и строение, живущее и меняющееся в течение нескольких столетий».
В отдельном зале «Руины», на металлических щитах экспонируется 7-канальное видео «Енисей», снятое Красулиным в Красноярском крае в 2007 году во время двухдневного речного путешествия на теплоходе. Течение воды, в разрез которого попадает зритель, отсылает в 1950-е – к студенческому побегу художника на Енисей во время студенческой практики, составляя «карту памяти» проекта. По мнению архитектора Сергея Гнедовского, «место присутствия Андрея Красулина находится между небом и землёй. Быть может, отсюда в его работах практически отсутствует масштаб, малое становится великим, великое способно быть малым, обладая свойством растворяться среди как будто случайного, доказывая, что ничего случайного нет».
Работы Андрея Красулина – живопись, скульптуры, объекты – принадлежат минималистской традиции отечественного искусства 1960–1970-х, близки русскому авангарду линии Михаила Матюшина и Ольги Розановой, а также итальянскому течению «арте повера», вскрывавшему природу материалов: промышленных и природных. Андрей Красулин родился в 1934 году в Москве, окончил отделение монументальной и декоративной скульптуры Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). Работал в Управлении по проектированию Дворца Советов, осуществил несколько проектов в архитектурных пространствах – это вестибюль театра в Туле, интерьер филармонии в Рязани, детский дом в Геленджике, Международный дом музыки и театр «Мастерской П. Фоменко» (фасад) в Москве. В природных ландшафтах реализованы: памятник советским пленным, похороненным на кладбище концлагеря Эбензее в Австрии, и стальной крест в память погибших на строительстве канала Москва–Волга в городе Дмитрове. Красулин – лауреат многочисленных премий, среди которых премия Правительства Российской Федерации в области культуры, Национальная премия в области архитектуры «Хрустальный Дедал» Союза архитекторов России, премия «Золотое сечение» Московского Союза архитекторов. Работы художника хранятся в собраниях Русского музея, Третьяковской галереи, в художественных музеях и галереях Архангельска, Брянска, Новосибирска, Смоленска, Тулы, Ярославля, Вологды, Липецка, а также Аахена (Германия) и Цюриха (Швейцария).
В рамках выставки 3 декабря в 18:00 пройдет круглый стол, посвященный проблематике творчества Андрея Красулина.