пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Архитектурная мастерская "Александров и партнеры". Работы. 2000-2005 гг.

выставка современная архитектура
  дата: 08.11.2005 - 12.11.2005
  страна: Россия
  город: Москва
  место: Дом архитектора, Москва, Гранатный пер., 7. Белая гостиная
  ссылки: Новые проект и реализации
Сайт мастерской
 

пресс-релиз:

МАСТЕРСКАЯ «АЛЕКСАНДРОВ И ПАРТНЕРЫ»:
ПОЗИЦИЯ «ВНУТРИ МЭЙНСТРИМА»

Мастерская «Александров и партнеры» возникла в 2000 г. на гребне так называемой «второй волны», когда в течение нескольких последефолтовских лет появился целый ряд новых проектных команд. Все они были организованы молодыми - от 30 до 50 - архитекторами, в основном выходцами из частного архитектурного бизнеса, сформировавшегося и развившегося в конце 1980-х-1990-е гг.
Большинство из них пополнило плотные ряды дизайнеров интерьеров, сравнительно немногие сумели интегрироваться в, казалось бы, непробиваемую систему столичного стройкомплекса в качестве ее равноправных элементов. Мастерская «Александров и партнеры», минуя привычный промежуточный старт в области интерьер-дизайна, сразу обнаружила себя в сфере крупного городского заказа.
К настоящему времени реализованы строительством пять первых объектов, в стадии строительства находятся еще пять, в том числе высотный атриумный жилой комплекс общей площадью 147 тысяч м2 в Строгино, проектируются первые объекты за пределами России, в частности, поселок на горном участке площадью 4,5 гектара на острове Крит. За последние несколько лет мастерская завоевала ряд наград самых престижных профессиональных смотров-конкурсов, в том числе «Золотого Сечения»,«Зодчества» и Международного смотра МАСА.
Своим успехом архитекторы обязаны ряду обстоятельств. Прежде всего ее основатели - Дмитрий Александров и Григорий Кочетков - до этого имели многолетний опыт как проектной, так и менеджерской работы в частных и государственных проектных организациях. Мастерская «Александров и партнеры» растворила в себе две до этого самостоятельных архитектурных команды, как бы вобрав и творчески примирив различные профессиональные потоки.
Другим обстоятельством, способствующим профессиональной динамике мастерской, является гибкая стилевая позиция, пребывание, по определению самих архитекторов, в «центре циклона», в серединной части мэйнстрима. Наблюдаемое в последние пять-семь лет в столичной практике смещение общего вектора в направлении неомодернизма находит отражение в стилевой палитре мастерской - от ретроспективизма к постконструктивизму и далее к неоконструктивизму - при сознательном избегании острых углов и эпатажных сверхрешений. Архитекторы, работая в основном в центральной части города, предпочитают следовать в русле выработанного в последние десятилетия средового подхода, призванного обеспечить преемственное развитие городской застройки и надежно гарантировать достойный уровень архитектурного качества. Тем не менее в рамках данной идеологии возможны (и даже приветствуются) спектральные отличия - от осознанной минимизации градостроительного вмешательства до «активного заполнения пустоты», как это формулируют сами архитекторы.
Наконец, еще один позитивный фактор - стремление в каждой последующей своей работе приподняться над предыдущей. Иначе говоря, некоммерческий подход, при том что параллельно в разной степени готовности находится более десятка проектов. Это обуславливает творческую эволюцию мастерской в направлении узнаваемости, достигаемой командными усилиями, сотворчеством. Любопытная деталь, характерная для «Александрова и партнеров»: у них на одном объекте могут быть два ГАПа, и оба тянут в одном направлении.
При общей сверхзагруженности ведущий архитектор и руководитель мастерской Д.В.Александров находит дополнительный выход энергии, наращивая свое участие в общественной жизни Союза московских архитекторов, в его правлении и оргкомитете Смотра «Золотое Сечение» (в частности, курируя запуск «Перспективы», нового, дочернего от «Золотого Сечения» смотра-конкурса молодых архитекторов), а также работая в Государственной аттестационной комиссии МАрхИ, в результате чего в составе мастерской в самое последнее время появилась группа выпускников института, весьма активно включившихся в проектный процесс. Профессиональное небезразличие сегодня не приносит дивидендов, однако без регулярно возобновляемого ресурса не выживет ни отдельная мастерская, ни профессия в целом..


1. Д.Александров: «Становление новых проектных бюро - это объективный феномен. Из фирм «первой волны» выходят люди, готовые и способные организовать собственное дело».

2. Д.Александров: «У нас в мастерской есть внутренняя потребность нащупать собственный профессиональный почерк, который объединял бы всех нас. Мы не можем работать поодиночке, нам, как в джазе, необходим драйв - взаимообмен энергией, идеями, иногда - критика друг друга, дискуссии».

3. Г.Кочетков: «В процессе совместной и творческого взаимодействия наши взгляды на архитектуру сходились, и стилевая линия постепенно спрямлялась».

4. Д.Александров: «Активно обсуждаемая в последнее время внутри профессии тема архитектурных брэндов применительно к московской и - шире - отечественной практике выглядит довольно искусственной: выраженные формально и переходящие с объекта на объект персональные «товарные» признаки - свидетельство скорее девальвации архитектуры, нежели ее прогресса в творческом смысле. Мне лично ближе внестилевое понятие «калокагатия», введенное в свое время г-ном Каплуном. Проще говоря, лепо или не…»

5. Г.Кочетков: «Наверное, нашу цель можно определить следующим образом: достичь собственного взгляда и суметь выразить его в материале архитектуры».

6. Д. Александров: «Дело не в наличии, либо отсутствии персонального кредо или громких манифестов и деклараций. Дело в том, чтобы уметь забыть иногда все, что ты уже спроектировал».

7. Д.Александров: «Структура заказа мастерской, в общем, отражает структуру коммерческого рынка. Сегодня разворачивается большая программа строительства жилья в рамках реконструкции центра. Некоторые фирмы не слишком-то жалуют реконструкцию, тем более с элементами реставрации. У нас в мастерской несколько человек - выходцы из данной сферы, так что мы не без удовольствия этим занимаемся, несмотря на то, что творческое «я» здесь приходится поумерить».

8. Г.Кочетков: «Ставить себя в узкие рамки «современной» архитектуры и оказаться не в состоянии выполнить заказ в более консервативном ключе - на мой взгляд, это не есть хорошо».

9. Г.Кочетков: «Стилевой диапазон имеет более или менее четко очерченные границы - как сверху, так и снизу. Компромисс возможен, но он не безразмерен».

10. Г.Кочетков: «Наше место можно обозначить - «внутри мэйнстрима».

11. Д.Александров: «Работа в центре связана с целым рядом градостроительных ограничений, формулируемых ЭКОСом, ГУОПом, ЦВЛАГР и др. В результате на участок как бы набрасывается сетка с довольно мелкой ячейкой, сквозь которую архитектор прорисовывает проектные варианты».

12. Д.Александров: «Если историки решают сохранить или воссоздать характерный для данной территории морфотип застройки, а тем паче наличествуют какие-то исторические «привязки», авторский сценарий, предусматривающий вживление нового, обволакивающего старые следы, как правило, не отличается контрастностью: делать спереди одно, сзади другое - не хочется».

13. Д. Александров: «Иногда здание встраивается в контекст, обладающий сомнительной архитектурной ценностью. На помощь приходит проектная стратегия, основанная на приеме контраста: формы новых объемов создают подобие недостающих элементов городской среды. Детали и материалы демонстрируют «инородность» новизны».

14. Д.Александров: «Появление в портфолио мастерской объектов, связанных с реновацией деградирующей архитектурной среды, датируемой последними советскими десятилетиями, например, строящегося высотного комплекса в Строгино, потребовало «второго чтения» принципов средового подхода применительно к объектам в среде исторической. На смену императиву «минимального вмешательства» приходит поиск активного заполнения «пустоты» при соответствующей эволюции художественных средств».

15. Д.Александров: «Если проектную идею и ее реализацию разделяют пять лет, автор напоминает сам себе бабочку, постоянно пролетающую над куколками, из которых он успел вырасти».

16. Д.Александров: «Мы совмещаем в себе архитектурную мастерскую и то, что во Франции называется bureau d’etude - фирму, разрабатывающую для подрядчика рабочую документацию».

17. Д.Александров: «Обладающий практическим опытом архитектор моложе 35 лет – редкость (не беру в счет интерьерно-коттеджную практику). ГАП моложе 40 – чудо. Творческий коллектив, состоящий из сверстников, стареет и не замечает этого, если за спиною никого нет. «Перспектива» - за теми, кому сейчас 25. Если с этой перспективой не работать, обеспечивая смену поколений, происходит неминуемая стагнация. Уход воспитанного тобой профессионала в самостоятельное плавание – нормальный процесс. Когда молодой архитектор говорит: «Шеф, моя мама сказала, что так можно» - искренне радуюсь».

18. Д.Александров: «Временами остро ощущается недостаток профессионального общения, архитектурного диалога, провоцирующего к переосмыслению сделанного и определяющего направление следующего шага. «Круглые столы» и профессиональных дискуссий в рамках СМА - признаки начала движения, однако не покидает ощущение недосказанности. «Внесоюзные» тусовки вокруг различных конкурсов или кураторских выставок являют собой скорее специфический инструмент личного PR, но едва ли более. То, что происходит сейчас в Гранатном, вряд ли приведет к новой «Афинской хартии», но если ничего не делать в рамках Цеха, то ничего не произойдет вообще».



Рейтинг@Mail.ru
Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки
Система Orphus
Нашли опечатку Orphus: Ctrl+Enter