Многогранник творчества Якова Георгиевича Чернихова
выставка
история архитектуры
Наследие
дата:
12.09.2007
- 30.10.2007
город:
Москва
адрес:
Государственный музей архитектуры. Анфилада Главного здания, 119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5 Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад» Справки по телефону: 291-21-09, 290-05-51
Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР)
является счастливым обладателем представительной коллекции из 149
графической работы выдающегося русского архитектора и теоретика
искусства, мастера архитектурной графики, представителя авангарда Якова
Георгиевича Чернихова (1889 — 1951). Разумеется, наш Музей предпочел бы
иметь в своем собрании и основной корпус творческого наследия Я. Г.
Чернихова, который, к сожалению, хранится не у нас. Как известно, самая
большая коллекция работ Я. Г. Чернихова принадлежит РГАЛИ. Это примерно
2000 графических листов, которые были переданы в свое время государству
вдовой мастера Софьей Дмитриевной Черниховой. В прошлом году весь
культурный мир России потрясло известие о том, что из коллекции РГАЛИ
около 700 работ было похищено самым преступным образом — с подменой
подлинников на грубые копии. Будем надеяться, что пропавшие
произведения будут найдены, а злоумышленники будут пойманы. Эта надежда
обоснована также и тем, что тончайшие филигранные техники Я. Г.
Чернихова по-настоящему подделать практически невозможно, и его работы
вряд ли удастся незаметно и безнаказанно продать в России или за
рубежом. Вся эта печальная история делает еще более сенсационной
выставку, которую наш Музей с гордостью и удовольствием предъявляет
российскому обществу в сентябре 2007 г. Для создания экспозиции
пришлось преодолеть множество препятствий и осложнений различного рода,
чем и объясняется некоторая таинственность ее публичного открытия
сегодня — без обычного предварительного оповещения прессы и общества.
Нужно сказать, что фактически выставка была доступна для посещения уже
с 12-го сентября сего года — двери выставочных залов были открыты в
день рождения Дмитрия Яковлевича Чернихова, обладателя бесценного
собрания.
Профессор Дмитрий Яковлевич Чернихов был доселе неизвестен широкой
публике, потому что посвятил всю свою жизнь научным и практическим
разработкам в секретных областях нашей космической отрасли и с миром
архитектуры и искусства никак не взаимодействовал. Он рассказал нам
множество неизвестных подробностей о своем великом отце и предоставил
для выставки драгоценный семейный фотоархив. Яков Георгиевич Чернихов
скончался в 1951 году на руках у своего старшего сына Димы. Вдова Я. Г.
Чернихова, Софья Дмитриевна после смерти мужа по своему собственному
желанию передала в РГАЛИ большую часть работ мастера. Но, оказывается,
домашнее собрание было намного обширнее, и теперь в частной коллекции
ее сына, Дмитрия Яковлевича Чернихова хранится около 500 уникальных по
значению и красоте графических шедевров, позволяющий по-новому оценить
некоторые грани творчества Якова Чернихова. На выставке, которую мы
назвали МНОГОГРАННИК ТВОРЧЕСТВА ЯКОВА ЧЕРНИХОВА, кроме нескольких
неизвестных работ из знаменитых серий «Архитектурные фантазии» и
«Дворцы коммунизма», можно будет увидеть ошеломительное разнообразие
240 орнаментов, собственноручно переплетенных Я. Г. Черниховым в
драгоценные книги с затейливыми рисованными обложками, носящими
названия-неологизмы, специально придуманные автором: «Аристография»,
«Эуграфия» и «Аизография». На последнем этапе жизни Я. Г. Чернихов
увлекся проблемой построения шрифтов по правилам золотого сечения и
воссоздал удивительные по красоте шрифты для многих языков — кроме,
разумеется, непременных русского и латинского, он разработал также
шрифты погибших и экзотических алфавитов, таких как самаритянский,
пальмирский, финикийский, эфиопский, формозский, тибетский и многих
других.
Бесподобный артистизм характерен для Я. Г. Чернихова, когда он рисует
карандашом, пастелью или углем многочисленные изображения голландских
мельниц или каменных некрополей...
Биография Я. Г. Чернихов несет в себе характерные приметы своей эпохи:
он родился в Павлограде (Екатеринославская губерния, ныне
Днепропетровская область, Украина) 5 (17) декабря 1889 г. в семье
заводского служащего. Окончив Одесское художественное училище (1914),
приступил к занятиям в петербургской Академии художеств. Призванный на
военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел
попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший
художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств)
со званием «архитектора-художника». Работал на строительстве, пройдя
путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в
Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и
других учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном
институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.
Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный
авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе
чисто «бумажной» архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой
теории. Я. Г. Чернихов отразил этот процесс с максимальной
обстоятельностью в своих книгах «Искусство начертания» (1927),
«Геометрическое черчение» (1928), «Основы современной архитектуры»
(ОСА; 1930), «Орнамент», «Конструкция архитектурных и машинных форм»,
2-е, дополненное издание «ОСА» (все три книги — 1931) и легендарные
«Архитектурные фантазии» (1933), благодаря которым его называют
«Пиранези конструктивизма». Тексты здесь сопровождает огромное
количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с
конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами
архитектурного экспрессионизма («Везде и всюду заменяйте слово
графикой», — этот лозунг звучит уже в первой из его книг). Таким
образом, конкретные проектные проблемы, которые Я. Г. Чернихов никогда
не упускает из виду (четко различая типы и функции своих образов), все
же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической
суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие потенции авангардного
зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем
фронтам.
Я. Г. Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог
— в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в
этой области к циклу своих оргаментов «Аристография», демонстрирующему
(в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики
(это можно перевести с греческого как «Изображение лучшего»).
«Эуграфию» можно перевести как «Изображение правильного». Позднее в его
сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы
«Архитектурная романтика», 1930—1944; «Старые города», 1933—1943). Умер
Я. Г. Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству непрерывно
растет с 1980-х годов в связи с распространением методов и образов
постмодернистского архитектурного концептуализма.
Наш музей очень хотел бы приобрести демонстрируемые шедевры для вечного
хранения в составе своего собрания и очень надеется при этом на помощь
государства или доброжелателей из архитектурного цеха.
Давид Саркисян
директор Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева