пресса

события

фотогалерея

российские новости

зарубежные новости

библиотека

рассылка новостей

обратная связь

archi.ru
События События Пресса Пресса Пресса
 

Многогранник творчества Якова Георгиевича Чернихова

выставка история архитектуры Наследие
  дата: 12.09.2007 - 30.10.2007
  город: Москва
  адрес: Государственный музей архитектуры. Анфилада Главного здания, 119019 Москва, ул. Воздвиженка, д.5 Метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад» Справки по телефону: 291-21-09, 290-05-51
  организатор: Государственный музей архитектуры
  контакты: Тел. 291-21-09, 290-05-51
  ссылки: muar.ru
 
 
пресс-релиз:
  Государственный музей архитектуры им. А. В. Щусева (МУАР) является счастливым обладателем представительной коллекции из 149 графической работы выдающегося русского архитектора и теоретика искусства, мастера архитектурной графики, представителя авангарда Якова Георгиевича Чернихова (1889 — 1951). Разумеется, наш Музей предпочел бы иметь в своем собрании и основной корпус творческого наследия Я. Г. Чернихова, который, к сожалению, хранится не у нас. Как известно, самая большая коллекция работ Я. Г. Чернихова принадлежит РГАЛИ. Это примерно 2000 графических листов, которые были переданы в свое время государству вдовой мастера Софьей Дмитриевной Черниховой. В прошлом году весь культурный мир России потрясло известие о том, что из коллекции РГАЛИ около 700 работ было похищено самым преступным образом — с подменой подлинников на грубые копии. Будем надеяться, что пропавшие произведения будут найдены, а злоумышленники будут пойманы. Эта надежда обоснована также и тем, что тончайшие филигранные техники Я. Г. Чернихова по-настоящему подделать практически невозможно, и его работы вряд ли удастся незаметно и безнаказанно продать в России или за рубежом. Вся эта печальная история делает еще более сенсационной выставку, которую наш Музей с гордостью и удовольствием предъявляет российскому обществу в сентябре 2007 г. Для создания экспозиции пришлось преодолеть множество препятствий и осложнений различного рода, чем и объясняется некоторая таинственность ее публичного открытия сегодня — без обычного предварительного оповещения прессы и общества. Нужно сказать, что фактически выставка была доступна для посещения уже с 12-го сентября сего года — двери выставочных залов были открыты в день рождения Дмитрия Яковлевича Чернихова, обладателя бесценного собрания.

Профессор Дмитрий Яковлевич Чернихов был доселе неизвестен широкой публике, потому что посвятил всю свою жизнь научным и практическим разработкам в секретных областях нашей космической отрасли и с миром архитектуры и искусства никак не взаимодействовал. Он рассказал нам множество неизвестных подробностей о своем великом отце и предоставил для выставки драгоценный семейный фотоархив. Яков Георгиевич Чернихов скончался в 1951 году на руках у своего старшего сына Димы. Вдова Я. Г. Чернихова, Софья Дмитриевна после смерти мужа по своему собственному желанию передала в РГАЛИ большую часть работ мастера. Но, оказывается, домашнее собрание было намного обширнее, и теперь в частной коллекции ее сына, Дмитрия Яковлевича Чернихова хранится около 500 уникальных по значению и красоте графических шедевров, позволяющий по-новому оценить некоторые грани творчества Якова Чернихова. На выставке, которую мы назвали МНОГОГРАННИК ТВОРЧЕСТВА ЯКОВА ЧЕРНИХОВА, кроме нескольких неизвестных работ из знаменитых серий «Архитектурные фантазии» и «Дворцы коммунизма», можно будет увидеть ошеломительное разнообразие 240 орнаментов, собственноручно переплетенных Я. Г. Черниховым в драгоценные книги с затейливыми рисованными обложками, носящими названия-неологизмы, специально придуманные автором: «Аристография», «Эуграфия» и «Аизография». На последнем этапе жизни Я. Г. Чернихов увлекся проблемой построения шрифтов по правилам золотого сечения и воссоздал удивительные по красоте шрифты для многих языков — кроме, разумеется, непременных русского и латинского, он разработал также шрифты погибших и экзотических алфавитов, таких как самаритянский, пальмирский, финикийский, эфиопский, формозский, тибетский и многих других.

Бесподобный артистизм характерен для Я. Г. Чернихова, когда он рисует карандашом, пастелью или углем многочисленные изображения голландских мельниц или каменных некрополей...

Биография Я. Г. Чернихов несет в себе характерные приметы своей эпохи: он родился в Павлограде (Екатеринославская губерния, ныне Днепропетровская область, Украина) 5 (17) декабря 1889 г. в семье заводского служащего. Окончив Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств. Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием «архитектора-художника». Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.

Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто «бумажной» архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Я. Г. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах «Искусство начертания» (1927), «Геометрическое черчение» (1928), «Основы современной архитектуры» (ОСА; 1930), «Орнамент», «Конструкция архитектурных и машинных форм», 2-е, дополненное издание «ОСА» (все три книги — 1931) и легендарные «Архитектурные фантазии» (1933), благодаря которым его называют «Пиранези конструктивизма». Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма («Везде и всюду заменяйте слово графикой», — этот лозунг звучит уже в первой из его книг). Таким образом, конкретные проектные проблемы, которые Я. Г. Чернихов никогда не упускает из виду (четко различая типы и функции своих образов), все же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие потенции авангардного зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем фронтам.

Я. Г. Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог — в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу своих оргаментов «Аристография», демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (это можно перевести с греческого как «Изображение лучшего»). «Эуграфию» можно перевести как «Изображение правильного». Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы «Архитектурная романтика», 1930—1944; «Старые города», 1933—1943). Умер Я. Г. Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству непрерывно растет с 1980-х годов в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.

Наш музей очень хотел бы приобрести демонстрируемые шедевры для вечного хранения в составе своего собрания и очень надеется при этом на помощь государства или доброжелателей из архитектурного цеха.


Давид Саркисян
директор Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева
 



Рейтинг@Mail.ru

Copyright archi.ru

Правила использования материалов Архи.ру
Правовая информация
архи.ру®, archi.ru® зарегистрированные торговые марки