|
пресс-релиз:
Проект приурочен к открытию ХIV Международной архитектурной выставки в Венеции и посвящен столетию Русского павильона на Венецианской биеннале. Цель проекта – исследование роли архитектуры в формировании национального самосознания, а также исторического развития этого процесса.
Экспонирование русского искусства на Биеннале началось с самой первой выставки 1895 года. Тогда художники разных стран представляли свои работы в залах Большого выставочного дворца. После огромного успеха русского отдела на 7-й Биеннале в 1907 году, а также после посещения императором Николаем II Италии в октябре 1909-го России было предложено построить отдельный павильон. По приглашению великой герцогини Марии Павловны, президента Императорской Академии художеств в 1914 году архитектор Алексей Щусев создал проект в неорусском стиле, возникшем на волне общего интереса к своеобразию русской культуры. Используя древние прототипы национального зодчества, архитектор построил «павильон-терем», в котором встречались традиции прошлого с функциями настоящего. Павильон не только решал задачи практического характера, но и реализовывал важные политические и культурные запросы того времени – воплощал образ современной России, репрезентировал национальную идентичность страны на мировой сцене.
Выставка «Русский павильон в Венеции: между прошлым и будущим» в Музее «Гараж» состоит из трех взаимосвязанных экспозиционных блоков, которые не только раскрывают истоки здания, но и придерживаются темы, заданной национальным павильонам в Венеции в этом году. Названием Absorbing Modernity: 1914–2014 («Впитывая современность: 1914–2014») директор биеннале Рем Колхас призывает кураторов павильонов продемонстрировать процесс стирания национальных характеристик, происходивший на протяжении последнего столетия.
Первая часть представляет архивные материалы, посвященные подготовке проекта. Вниманию зрителей предлагаются оригинальные эскизы, чертежи, этюды Алексея Щусева, благодаря которым открывается увлекательная логика развития авторской идеи и понимание основ ее замысла. Во второй части, имеющей экспериментальный характер, показаны специальные проекты студентов архитектурной школы МАРШ, в которых они попытались воплотить актуальные тенденции в репрезентации национальной идеи через архитектуру.
Третий блок – видео Shсhusev Architects, созданное Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» для выставки Fair Enough в российском павильоне на Венецианской архитектурной биеннале 2014 года. В фильме, снятом в стиле рекламного ролика, сотрудники вымышленной архитектурной компании Shchusev Architects описывают творческий метод Щусева, используя цитаты из его статей.
Объединяя в себе материалы прошлого и рефлексию настоящего, три раздела выставки «Русский павильон в Венеции: между прошлым и будущим» обращаются к актуальным темам исторического наследия и его современной интерпретации, репрезентации национальной идеи через архитектуру и роли архитектора в создании образа страны.
Также, к столетию Русского павильона в Венеции Музей современного искусства «Гараж» подготовил специальное издание «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев», которое будет представлено в начале июня 2014 года (тираж 1000 экземпляров, 144 стр.). Книга посвящена интригующему и малоизвестному эпизоду в истории российской архитектуры XX века. Марианна Евстратова и Сергей Колузаков раскрывают увлекательные подробности строительства Русского павильона в Венеции, рассказывая о роли, сыгранной царской семьей в утверждении проекта, изначальных вариантах чертежей, сложностях, возникших в ходе рабочего процесса, а также ключевых решениях, которые привели к успешному завершению строительства. В книге собраны ранее не издававшиеся архивные материалы, включая документы, фотографии, эскизы и рисунки, отрывки из личных переписок и газетных статей, найденные как в национальных и международных архивах, так и в частных коллекциях.
Участники проекта:
Студенты 1-го и 2-го курсов: Даниель Баренбойм, Вероника Баринова-Малая, Андрей Костанда, Мария Куркова, Михаил Микадзе, Наталья Саблина, Артем Слизунов. Под руководством Евгения Асса.
- Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Автор видео: Александр Лобанов.
Кураторы проекта «Стрелки» на Венецианской архитектурной биеннале 2014 года: Антон Кальгаев, Брендан Макгетрик, Дарья Парамонова.
Исследователи (архив Алексея Щусева): Марианна Евстратова, Сергей Колузаков.
Архитектура проекта: FORM Bureau.
|