Арка над Чернобылем

Новое покрытие из нержавеющей стали для саркофага – уникальные технологии от KALZIP®

Архитектура Реклама
Kalzip 
mainImg
Компaния:
Kalzip
29 ноября 2016 года произошло пусть и не всеми замеченное, но эпохальное событие: печально известный четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС закрыли аркообразной оболочкой из нержавеющей стали, заблокировав распространение вредных радиоизлучений. До этого в течение последних десяти лет первое, установленное после аварии «укрытие» находилось на грани разрушения. Оно было достаточно примитивным: из бетона и металлоконструкций – его возводили в рекордные сроки, с мая по ноябрь 1986 года. Тогда, сразу после взрыва, главными были скорость и эффективность: сооружение, сразу получившее прозвище «саркофаг», было рассчитано максимум лет на двадцать.

Лишь в 2007 году, после того, как формальный «срок годности» старой конструкции истек, вновь созданная компания Novarka – консорциум французских фирм Vinci и Bouygues – подписала контракт на строительство «Нового безопасного конфайнмента»: такое название на заседании «Большой семерки» в 1997 году дали «Плану осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» для обеспечения его экологической безопасности».
фото предоставлено компанией KALZIP®
zooming
https://ru.wikipedia.org

История проекта нового саркофага для Чернобыля – из тех, когда залогом успеха становятся продуманность инженерных конструкций и высочайшее качество материалов.

Слово «конфайнмент» (англ. «заточение, удержание») выбрали неслучайно: оно подчеркивает, что новый саркофаг отрезает от внешнего мира и «удерживает» не только радиационные излучения, но и те негативные влияния, которые оказывают на почвы и окружающую среду твердые радиоактивные отходы: их внутри «Укрытия» – тысячи тонн. Это было главным требованием в техническом задании к проекту. Кроме того, необходимо было снизить скорость деградации существующей железобетонной оболочки под воздействием атмосферных влияний; укрепить ее конструкции, чтобы не допустить обрушений, которые бы неизбежно повлекли за собой образование радиоактивной пыли; обеспечить возможность удаленного демонтажа наиболее нестабильных элементов. И, пока искали финансирование, специальная европейская комиссия, внимательно изучив работы финалистов ранее проведенного архитектурного конкурса, выяснила, что среди них есть подходящий по всем параметрам проект – и даже их превосходящий

Сделать передвижную арку предложил англичанин Дэвид Хэсльвуд из манчестерского бюро Design Group Partnership. Придуманная Дэвидом оригинальная конструкция позволяла не только удаленный демонтаж: саму арку можно было монтировать удаленно, минимизировав риски контактов рабочих с участком заражения. Арка должна была собираться на безопасном расстоянии, а после просто «сдвигаться», полностью накрывая старый саркофаг. Более того, после установки и настройки оборудования постепенно можно было бы полностью разобрать и старое «Укрытие», и то, что осталось от четвертого энергоблока.

Novarka переработала эту идею в законченный рабочий проект, и в 2008 году начался подготовительный этап. Территорию на расстоянии около 30 метров от существующего саркофага – участок для монтажа арки – расчистили, загнали в землю 400 бетонных и 400 стальных свай, подготовили траншеи-желоба для перемещения арки и залили всю площадку бетоном. 13 февраля 2012 года началось возведение основной конструкции.
Фотография: Novarka
Фотография: Novarka

В тендере на выполнение кровли саркофага участвовали многие фирмы, но после всех пройденных тестов и представленных технических решений покрытия победителем была признана немецкая компания KALZIP®, фирма с мировым именем со штаб-квартирой в Кобленце, известная своими эксклюзивными проектами по всему миру, а также в России, Казахстане и Белоруссии. KALZIP® – это фальцевая система профилированных листов с досконально разработанной технологией изготовления, включая необходимые расчеты несущей способности конструкций, компьютерную разработку чертежей и спецификаций.

Для внешней оболочки саркофага была использована фальцевая система KALZIP®, для внутренней – панельная система. Внешняя оболочка выполнена из легированной нержавеющей стали марки EN 1.4404, внутренняя – из EN 1.4301. При этом составы нержавеющей стали были разработаны специально для этого проекта.
zooming
Фотография: Novarka

Профилированные листы и панели по системам KALZIP® были изготовлены непосредственно на стройплощадке на мобильных профилегибочных установках KALZIP®, доставленных на объект из Германии. Всего сотрудники компании выполнили профилирование 86.000 м2 металла для внешней оболочки и 80.000 м2 – для внутренней.

Доказательством исключительного характера объекта и ответственности компании – поставщика материала и технологии служит то, что это первый проект компании KALZIP® из нержавеющей стали (до этого она всегда работала с алюминием), и поэтому для профилирования стали конструкторы KALZIP® разработали особые станки: их испытания с профилированием пробной партии листов были проведены в Англии в присутствии заказчика саркофага.
фото предоставлено компанией KALZIP®
фото предоставлено компанией KALZIP®
фото предоставлено компанией KALZIP®

К проекту и самой оболочке предъявлялись высокие требования, особенно по конструктивной устойчивости всего сооружения в целом и пожаростойкости применяемых материалов. Ведь после финальной установки защитной оболочки над реактором ремонтные работы исключены. Поэтому от потенциальных поставщиков требовалось провести испытания системы на всевозможные погодные явления. Например, тестирование на выдержку кровлей торнадо класса 3 (а это нагрузки 11kN/м² – как смерч со скоростью до 332 км/ч).

В фальцевой системе KALZIP® профилированные листы защелкиваются между собой – и для выполнения условия по торнадо конструкторами фирмы был изобретен новый вид соединительного клипа, который при испытании на отрыв выдержал нагрузку вдвое больше - 22 kN/м²!
Фотография: Novarka

Уникальное арочное сооружение общим весом 29 тысяч тонн, шириной 257 метров, длиной 150 метров и высотой 109 метров – поистине чудо инженерии. И дело не только в том, что оно стало самой большой в истории передвижной металлоконструкцией. Особого упоминания заслуживает технология ее монтажа и установки, в процессе которых, действительно, ни один строитель не подходил к «Укрытию» ближе, чем на 30 метров.
Фотография: Novarka
zooming

Арку собирали в два приема из заранее изготовленных модульных металлоконструкций, которые соединяются между собой с помощью клипов и шарниров. Именно поэтому, когда в самом начале собрали верхушку первой половины арки, присоединили к ней еще по ряду модулей с обеих сторон и кранами подняли всю конструкцию вверх – боковые модули приняли почти вертикальное положение, продолжив радиусный изгиб. После этого каркас облицевали листами нержавеющей стали – и настал черед присоединять следующие модули.

К некоторым из них предварительно монтировалось электромеханическое, вентиляционное и климатическое оборудование: внутри арки будут поддерживаться определенные влажность и температура, чтобы «законсервировать» старый саркофаг. А электромеханика понадобится для дистанционного доступа ко всему, что заперто внутри «конфайнмента».
Фотография: Novarka
zooming
Фотография: Novarka

После того, как половина арки была готова, наступил момент «сдвига»: подъемные краны переместили ее еще ближе к саркофагу, в «зону ожидания». На освободившемся месте стали монтировать вторую часть арки, чтобы потом «откатить» назад первую и окончательно соединить обе половины, облицевав пустоты листами нержавеющей стали.


Видео с сайта novarka.com

Отладка оборудования, по прогнозам, займет еще около года. Однако торжественное перемещение свершилось, арка уже стоит на отведенном ей месте – и простоит как минимум сто лет.
Фотография: Novarka
Фотография: Novarka
zooming
фото предоставлено компанией KALZIP®

KALZIP®  [email protected]
[email protected]
Sales Manager Russia&Eurasia +49 261 98 34 241
[email protected]
Sales Director Export +49 261 98 34 211

Поставщики, технологии

Kalzip

16 Января 2017

Kalzip: другие статьи и новости
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба...
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.