при поддержке
компании
Технология Kalzip на уникальной большепролетной арке Лахта-центра
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба в мире
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
Реклама
Лахта Центр – проект хорошо известный, если не сказать нашумевший. Его строительство было формально завершено в конце 2018 года, но работы по благоустройству территории и отделке интерьеров все еще продолжаются параллельно тому, как город реализует новые транспортные развязки, мосты и набережные вокруг комплекса. Можно сказать, что проектирование и реализация небоскреба высотой 462 м на его итоговой площадке, на северном берегу Невской губы Финского залива, заняли около 7 лет. Но на самом деле история началась раньше, и в общей сложности проект самой высокой и самой северной башни Европы развивали и осуществляли вдвое дольше – более 15 лет.
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Проект-прообраз, победивший в конкурсе 2006 года для участка на Охтинском мысу, на месте археологических раскопок крепости Ниеншанц, был разработан международным архитектурным бюро RMJM. Филипп Никандров, директор российского подразделения компании и соавтор концепции, как главный архитектор проекта руководил международной командой проектировщиков Охта Центра до приостановки проекта в конце 2010 года. В 2011 году проект был перенесен на новый участок на Лахте, для которого RMJM разработали новый мастерплан, сохраняющий идеи высотной доминанты. После победы компании «Горпроект» в тендере на проектирование Лахта Центра Филипп Никандров возглавил уже полностью российский авторский коллектив генпроектировщиков комплекса.

В целом небоскреб сохранил образность, предложенную в самом начале, – веретенообразный силуэт пламени, отсылающего к специализации, символике и логотипу компании, чьей штаб-квартирой служит комплекс. Но в процессе разработки композиции ансамбля многие элементы и детали проекта были кардинально переработаны в ответ на многочисленные корректировки функционала, а также – технические и природные вызовы, которые, в свою очередь, породили уникальные и инновационные технические решения. Все это складывается в весьма увлекательную историю. 

Мы попросили Филиппа Никандрова рассказать о технических нюансах проектирования, о преодоленных вызовах, так же как и об инновациях, внедренных авторами в процессе реализации. Их оказалось немало. Цитируем: 
 
​Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. 
 
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Как известно, вначале небоскреб планировался на Охте. В 2006 году состоялся конкурс с участием шести иностранных команд. Победил проект RMJM London Limited. На тот момент я был директором российского офиса европейской студии RMJM и впоследствии продолжил работу как главный архитектор Охта Центра. С этим проектом мы дошли до стадии «П», согласовали ее в 2010 году в Главгосэкспертизе, получили разрешение на строительство, но затем было принято сугубо политическое решение отменить стройку на Охте под давлением ЮНЕСКО и из-за юридических проблем городского законодательства (решением Верховного Суда в 2010 году был фактически отменен Высотный регламент ПЗЗ Санкт-Петербурга, что «подвесило» более сотни высотных проектов в буферной зоне вокруг исторического ядра).

Для небоскреба нашли новое место, расположенное дальше от исторического центра. Однако новая башня, увеличив свою высоту на 66 м, сохранила тему формообразования, вдохновленную планом пятиугольной охтинской крепости Ниеншанц. Но в целом Лахта Центр это, конечно, абсолютно другой проект. 

В 2011 году генпроектировщиком Лахта Центра стал «Горпроект», где я продолжил работу по двум значимым объектам, концепции которых разрабатывал еще с командой RMJM: это Лахта Центр и спиралеобразная башня Эволюция в Москва-Сити. Так получилось, что оба проекта реализовывал один и тот же генподрядчик (Renaissance Construction) и фасадный подрядчик (Gartner), но Эволюция строилась на несколько лет раньше, и инновационные фасадные решения для двояковыпуклых оболочек мы впервые опробовали на объекте в Москва-Сити, прежде чем применить их на Лахта Центре.

Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. И архитектурные, и технологические решения нашего здания во многом инновационны не только для России, но и для всего мира. Лахта Центр стоит на берегу Финского залива – отсюда высокие ветровые нагрузки, суровая зима, резкие перепады температур. Более того, он расположен не просто на берегу, а на намывной территории, грунты достаточно слабые, грунтовые воды стоят высоко. Сложная геометрия, большая высота, значительные пролеты перекрытий и смелые выносы консолей также сформировали ряд вызовов, для которых было необходимо найти решения в процессе проектирования.
 
Я рад, что нам удалось реализовать столь амбициозный замысел.

  
Рекорды Лахта Центра

Заливка фундамента Лахта Центра попала в книгу Гиннесса как мировой рекорд непрерывного бетонирования. Для здания разработали не только особую марку бетона, но и новые нормативы сталежелезобетонных конструкций: их использовали в несущих колоннах и в аутригерах – выносных опорах башни. Все узлы и конструкции просчитали с использованием BIM, параметрического моделирования и визуального программирования. Модели и мокапы испытывали в аэродинамической трубе, проверяя их устойчивость к ветровым нагрузкам.

Мы выбрали для более детального рассказа несколько самых впечатляющих технических решений – тех, которые определяют внешний вид, пластику, а следовательно, архитектуру здания. С долей условности их можно объединить под названием «оболочки и их конструкции».
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Холодногнутый витраж

Еще один рекорд: фасад башни Лахта-Центра – самый большой по площади холодногнутый витраж в мире. 

Грани фасада синхронно поворачиваются, изгибаясь плавной спиралью по всей высоте и образуя скульптурный фрактал, цветок-факел. Архитекторы поставили перед собой задачу добиться максимально гладкой, цельной поверхности каждой грани, – поэтому предложенный в первоначальном проекте прием поверхности-сетки из треугольников, позволяющий создать гибкую форму, но чреватый визуальным дроблением поверхности, отвергли. А остановились на холодногнутом остеклении. 

«До этого самым большим холодногнутым витражом был фасад нашей же башни Эволюция, – поясняет Филипп Никандров, – теперь мировой рекорд перешел Лахта-Центру». У башни Эволюция несколько иные параметры: высота меньше – 246 м, общий поворот спирали круче –
156° от основания до макушки, и 3° для каждого этажа: это башня-твистер с осью поворота в центре формы. Лахта Центр почти вдвое выше (напоминаем, 462 м), высота остекленных поверхностей более 35о м. И хотя этот небоскреб иногда относят к башням-твистерам, его форма в целом не является спиралеобразной, однако каждая грань от земли до шпиля делает лаконичный спиральный поворот на 90°. Поворот этажа каждого из пяти крыльев относительно оси более сдержан, чем в башне Эволюция – 0,82°. Площадь каждого отдельного стеклопакета Лахта Центра – 11 м2.
Лахта-центр в процессе монтажа фасадов
Фотография: Архи.ру

Как и в башне Эволюция, гнутые стеклянные поверхности внешнего контура состоят из параллелограммов, но, в отличие от московского небоскреба, в Лахта Центре контуры стекол не параллельны ребрам объема, а наклонены под углом: их боковые контуры складываются в стройную сетку диагональных линий, которая визуально подчеркивает и даже усиливает направление поворота граней. Конструктивно-декоративный прием – в данном случае конструкция фасадной оболочки наделена существенным орнаментальным эффектом – работает в то же время на цельность формы: в шпиле линии и формы продолжаются, но уже без стекла, а виде решетки из полированной нержавеющей стали. 
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Технология холодногнутого остекления была опробована гораздо позднее «горячего» моллирования. «Исходник», закаленное плоское стекло в составе стеклопакета, изгибают под нагрузкой без нагрева.  

  
Уникальная система антиобледенения

Лахта-центр – самый северный меганебоскреб в мире. Никто не строил подобных зданий на такой широте и в таком влажном климате. Над обитаемой частью возвышается 100-метровый шпиль – большую часть года он окружен облаками.

Для того, чтобы избежать образования наледи в холодное время года, на фасадах Лахта Центра использованы пьезо-датчики, которые применяются в авиастроении. При образовании льда на внешней поверхности стальных облицовок фасада автоматически включается их обогрев. 

  
Рельсовая система обслуживания фасада (СОФ)

Устройства антиобледенения, так же как и динамическая архитектурная подсветка, интегрированы в систему облицовки рельсов СОФ, установленной  снаружи параллельно фасаду на его гранях, повторяя их спиральную форму. Рельсовая система также позволяет мыть, заменять стеклопакеты и элементы облицовки.

 
Двухниточные фасады и платиновый LEED

Двухниточные /по-английски «фасад с двойной кожей», double-skin/ фасадные оболочки Лахта Центра, в комплексе с другими энергоэффективными архитектурными и инженерными решениями, позволили петербургскому небоскребу получить экологический сертификат LEED Platinum – высшую оценку международного зеленого стандарта в строительстве. Лахта-центр – единственное в России и Европе высотное здание выше 200 м, получившее платину.

Суть в том, что фасад состоит из двух слоев – «ниток». Внутренний слой может иметь проемы, открываемые фрамуги. Внешний слой, в свою очередь, обеспечивает зданию визуальную цельность и элегантность при взгляде снаружи, скрывая хаос открытых окон, а также снижая силу ветра и нивелируя сквозняки.

Между оболочками двух «ниток» – около метра «буферного» пространства, в котором можно свободно передвигаться, обслуживать и мыть стекла. В нижней части оно открыто, что обеспечивает пассивное проветривание и помогает избежать «эффекта парника» и перегрева. Благодаря воздушной прослойке и системе солнцезащиты «двойная нитка» фасада ощутимо сокращает теплопотери. В Лахта Центре подобный пассивный двухниточный фасад смонтирован на стилобатных зданиях с атриумом.
 

  
«Висячие сады»

В башне применена активная система интеллектуального двухниточного фасада с двусветными буферными зонами, которые служат рекреационными пространствами при офисах. В них расположены зимние сады, места для отдыха; здесь можно проводить рабочие совещания. Клапаны автоматически управляемых фрамуг по углам буферных зон открываются при перегреве для проветривания. Здесь прохладнее, что, в частности, комфортно для растений: температура представляет собой нечто среднее между «внутри» и «снаружи», но при необходимости, к примеру для встреч или конференций, воздух можно подогревать. 

   
Стеклянные импосты
высотой до 17 м 

Стекло в качестве опоры кажется чудом. В стилобатной части Лахта Центра использованы уникальные цельностеклянные конструкции. Витражи Арки главного входа в башню держатся на стеклянных «ребрах»-импостах, склеенных из цельных полос стекла до 16 м высотой. А в интерьере стилобатной части, в атриуме около планетария, высота «ребер», которые держат витраж со стороны общественных пространств, достигает 17 м.

Cтойки-импосты произведены на заказ в Германии: они набраны из восьми слоев просветленного стекла и укреплены изысканными стальными крепежами, подвешенными к консолям. Кажется, что ажурный витраж буквально парит в пространстве.

«Основная конструкция стилобатной части зданий не стоит на колоннах, а парит как гигантская балка между двух мега-опор, нависая консолью на торцах», – рассказывает Филипп Никандров, –
 
​«В зданиях нет традиционных колонн. В них есть консоли и пролеты с выносом до трех десятков метров и более. Это торжество парящей архитектуры. По многим моментам стилобатная часть оказалась гораздо сложнее в проектировании и реализации, чем высотная».

  
Здание-Арка 

Подробнее о том, как устроена Арка главного входа с точки зрения конструкций и геометрии – со слов главного архитектора проекта.
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Арка – отдельное здание-вход в высотную доминанту комплекса. С учетом огромного числа работников и посетителей башни логистика функций, связанных с прибытием в комплекс – ресепшен-стойки, зоны ожидания, турникеты, пункты контроля, бюро пропусков, кафе и прочее, – не умещается в пятне застройки собственно башни и требует значительного по площади многосветного и многоуровневого пространства вестибюля, связанного с прилегающей площадью и зоной подъездов-входов, защищенной от осадков навесом. Роль такого приглашающего входного элемента и выполняет арка. Исторически и семиотически именно арочная форма сигнализирует о функции главного входа. Наша арка напоминает склонившуюся птицу, развернувшую крылья, как бы приглашая войти внутрь комплекса. 

В интерьере центральное место занимает белоснежная рампа, она поднимается спиралью на консольно парящий антресольный уровень, где расположено кафе и выход на общественную площадь перед башней. В нашем случае арка очень пологая и имеет сложную несимметричную геометрию двоякой положительной кривизны (конус вместо цилиндра в центральной части), повышаясь в сторону башни. Проекция кровли на горизонтальной плоскости имеет дугообразную форму длиной
около 125 м (158 м, включая смежные зоны порталов-проездов), но сам пролет зоны вестибюля составляет
98 м. Максимальная высота вершины арки с восточной стороны – 18 м, с западной – 24 м. 

Сложность стальной конструкции определена сочетанием арочных ферм, перекрещенных в пространстве. Основные несущие конструкции – это четыре арки, которые имеют разную стрелу подъема и соединены между собой фермами с шагом 6.6 метра. Все арочные фермы собраны из стальных холодногнутых труб. С горизонтальной составляющей распора, раздвигающей опорные части арки, справились по технологии строительства вантовых мостов: в плиту перекрытия заложены 14 гильз каналообразователей, в каждом из которых размещены по 10 высокопрочных стальных канатов
диаметром 12.5 мм. С помощью специальных устройств эти канаты натягиваются, компенсируя раздвигающую силу распора. Затем в каналообразователи закачивается специальный раствор, трансформирующий пучки канатов в монолитный трос. Все четыре арки с каждой стороны приходят на одну нитку опоры, опорные элементы арок закреплены не жестко, а неподвижно-шарнирным способом, подобно суставу в анатомии.
 
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    1 / 9
    МФК «Лахта-центр». Восточный фасад Арки
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    2 / 9
    МФК «Лахта-центр». План на отметке +8,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    3 / 9
    МФК «Лахта-центр». Северный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    4 / 9
    МФК «Лахта-центр». Южный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    5 / 9
    МФК «Лахта-центр». Западный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    6 / 9
    МФК «Лахта-центр». Разрез 1-1
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    7 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли на отметке +23,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    8 / 9
    МФК «Лахта-центр». Фрагмент кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    9 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Кровля Kalzip из нержавеющей стали

Арка сложной сводчатой формы с высотой 24 метра и шириной пролета в 98 метров имеет площадь кровли около 7000 м2, а длина ее изогнутой поверхности – 140 метров. Кровля покрыта панелями Kalzip на скользящих кляммерах. Это первый проект компании Kalzip в России из нержавеющей стали для такого рода кровли.

Сложная геометрия крыши, большой размер применяемых панелей, так называемых «картин», и необходимость адаптации проекта к климату Санкт-Петербурга стали вызовом для мастеров компании-подрядчика ЭКС ПП «Экологические технологии» из Москвы. Для подъема панелей на кровлю было разработано специальное подъемное оборудование. Также специалистами компании был предложен дизайн водосточной системы, оптимально учитывающий климатические особенности берега Финского залива.

В архитектурном решении кровли для Филиппа Никандрова было очень важно соблюсти дизайн-код по материалам. «Как на нью-йоркском небоскребе Крайслер есть два главных материала: сталь и камень, так и на Лахта Центре это нержавеющая сталь и стекло», – говорит архитектор.

Сложная геометрия входной арки требовала устройства фальцевой кровли. Как правило ее выполняют из алюминия. Архитектор предложил выполнить ее из нержавеющей стали по технологии Kalzip. Это был один из первых опытов в мире на таком знаковом объекте. И все получилось. «В итоге стальная кровля Арки Главного входа сверкает на солнце в унисон со всеми остальными стальными фасадными элементами комплекса», – резюмирует автор.
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip


 


Монтаж фальцевой кровли Kalzip, осуществленый компанией OOO «ЭКС ПП Экологические технологии»
cic =

Строительная компания Экотех, Москва

Монтаж кровли такого знакового объекта, как стилобатная часть Лахта-центра, был непростым и иногда превращался в шоу, которое собиралась смотреть вся стройплощадка. Работу затруднял тяжелый климат Петербурга с частыми дождями и порывистым ветром. Общая площадь покрытия Арки Главного входа составила 7000 м2. Кровля была выполнена по запатентованной немецкой системе высокопрофильного промышленного фальца Kalzip из нержавеющей стали 316 L, UGISAND 0,6 мм по скользящим клип-опорам.

Профильные листы кровли закрепляются в одной точке каждая, остальное ездит по скользящим клипам. Таким образом, линейное расширение гасится. Такое исполнение предназначено для устройства покрытия самых сложных конфигураций и гарантирует долговечность, не требуя обслуживания. Максимальная длина составной картины составила более 140 м. Сложная геометрия кровли потребовала применения картин свободных форм. Выбирая способ соединения панелей между собой, остановились на заклепочных стыках (в качестве альтернативного метода рассматривалась сварка).

В некоторых случаях монтаж требовал нестандартных решений. Длина одной из частей картины превысила 45 метров, поэтому для подачи таких картин к месту монтажа была изготовлена специальная траверса. Этот процесс и стал своеобразным шоу, которое сбежались смотреть работники соседних участков. Из других изобретений – оригинальная система ходовых дорожек и беспрецедентный случай монтажа полутораметровых консолей профлиста с усилением оцинкованными балками: проблема возникла по причине строительных нестыковок и была успешно решена.

  • zooming
    1 / 9
    Оборудование Kalzip
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    4 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    5 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    6 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    7 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    8 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    9 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip

  
***

Как известно, у мега-башен современного мира есть несколько измерений. С одной стороны, их главная задача – поражать воображение высотой, масштабом, силуэтом. Их видно издали, их ищут глазами: кто-то не без скепсиса – кто-то, напротив, в восторгом от победы человеческих усилий над реальностью, начиная от земного тяготения и заканчивая северным обледенением. Так или иначе, а небоскреб становится символом своего города.

С другой стороны, у каждого небоскреба есть и другое измерение – человеческое. Все же он не египетская пирамида и рассчитан на пребывание множества людей внутри. И тут важен уже не силуэт и высота, даже не числовые рекорды – важен комфорт людей, приходящих на работу и на встречи. Входы, атриумы, общественные пространства: небоскреб – это вертикальный город, и при всех хайтек-особенностях и экстра-характеристиках, он должен быть и комфортным, и эффектным для личного восприятия. Согласимся с Филиппом Никандровым – проектирование и реализация нижних ярусов небоскреба оказываются более ответственными, важными и сложными задачами, чем даже работа с собственно башней. Они должны соответствовать общему размаху, но в их случае качество считывается не на расстоянии, а вблизи. Получается, что если саму башню строят в расчете на «город и мир», то ее вход – в расчете на людей. И для людей. В чем заключается и ценность, и сложность. 

С наградами проекта Лахта Центр можно познакомиться здесь, на его странице в нашем каталоге. 

Поставщики, технологии

25 Марта 2022

Kalzip, RGC - Российская стекольная компания | X-ONE: другие статьи и новости
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.