От цифрового дизайна к цифровому производству

3D-принтеры, печатающие целые здания, лазеры, ЧПУ-машины и автономные роботы – на выставке в галерее SuperSurfaceSpace.

Реклама

В выставочном пространстве SuperSurfaceSpace, не так давно обустроенном по инициативе итальянской IRIS Group на улице Льва Толстого открылась и работает выставка-мастерская Minifacture, посвященная современным производственным технологиям, которые объединяет понятие Digital Fabrication. Под это определение подходят очень различные методы производства готового продукта с помощью цифровых устройств: 3D-печать, фреза с ЧПУ, лазерная резка, позволяющая создавать из дерева, пластика или металла любую форму по заранее заданному вектору. Важно, что такие методы позволяют воплотить дизайнерский замысел без привлечения третьих лиц. Идея сначала превращается в цифровой файл, а затем сразу переходит в цифровое производство. Отсутствуют явные ограничения и человеческий фактор.

Не то чтобы эти технологии были совершенно незнакомы современному человеку и особенно – дизайнеру. Известны примеры небоскребов, построенных с помощью 3D-принтера, причем в рекордно короткие сроки. 3D-печать нередко используется для создания сувениров или гравировки. Но организаторы выставки подошли к теме с другой стороны. Они вручили современные цифровые технологии производства дизайнерских предметов творческим людям – художникам, дизайнерам, архитекторам, ремесленникам и прочим «мейкерам», – с целью посмотреть, что получится.

Действо, надо признать, вышло весьма увлекательным. Небольшие, но сложные приборы заняли свое место на петляющей столешнице-трансформере, которая служит главной платформой для инсталляций в галерее и своей футуристичностью неплохо оттеняет инновационную природу экспонатов. Едва переступив порог, понимаешь, что попал в фантастическое место, где на каждом шагу можно совершать открытие. Тут из небольшого белого ящика «выныривают» получившие вторую жизнь жестяные и стеклянные банки, там – маленький робот медленно ходит по кругу, выстраивая рельефный бетонный цилиндр, чуть поодаль крутятся только что напечатанные пластинки…

Процесс кипит: участники выставки вместе с кураторами продолжают работу над созданием новых выставочных образцов прямо в галерее. Посетители с интересом наблюдают за происходящим, а кто-то и сам берется за дело, рисует свой собственный аналоговый гиф и проигрывает его. Формат творческой лаборатории или воркшопа организаторы выбрали неслучайно. Как рассказал куратор проекта Иван Соломин из Buromoscow, идея вовлечения посетителей в процесс возникла сразу и сегодня успешно реализуется. Часть экспонатов была подготовлена заранее и размещена в шоу-руме, другая часть будет создаваться прямо на глазах у зрителей – тем зрелищней событие и ярче впечатления.

Всего за время проведения мероприятия планируется показать восемь проектов, подготовленных участниками из разных стран мира. Самый масштабный из них – Minibuilders. Его представляют выпускники барселонского архитектурного института (IAAC) Дори Садан и Стюарт Маггс. На лекции, которая состоялась в галерее 28 мая, они подробно рассказали и показали, как работают автономные роботы, печатающие крупные бетонные конструкции. Благодаря этой разработке можно вовсе отказаться от стройки, кирпичей и большого штата рабочих. Роботы выполняют любое задание по чертежу – достаточно быстро и очень качественно.

Еще один проект демонстрирует как 3D-принтер может использоваться в промышленном дизайне. К примеру, в рамках выставки предлагается сценарий, когда из отработанной консервной банки получается арт-объект с самыми разными функциями – от сувенирного изделия до лейки для цветов. Это тоже интерактивный проект. Компания 3d.ru предоставила организаторам 3D-принтер на всё время проведения выставки. Предполагается, что он будет постоянно печатать новые образцы по заранее подготовленным моделям. Посетители тоже смогут поучаствовать в этом процессе, оставляя собственные эскизы и предложения. Лучшие из них будут реализованы.

Технология Digital Fabrication позволяет изготовить предметы интерьера – так, на выставке планируется показать напечатанные на принтере глиняные вазы. Виртуальный гончарный круг, к сожалению, в Москву привезти не удалось, но организаторы обещают показать видео-ролик, рассказывающий о его работе. На выставке моно увидеть, как вырезают лазером пластинки, или фотографии, напечатанные на 3d-принтере: их транслирует специальный проектор. Не менее интересен аналоговый плеер, проигрывающий диско.

Нужно отдельно рассказать о событийной программе выставки, где помимо лекций, презентаций и мастер-классов, запланирован долгосрочный воркшоп, посвященный гибридным методам производства – то есть примерам совмещения представленных технологий с более классическими методами. Воркшоп стартовал 1 июня. Вести его будут представители московской студии Fork Production. Они обещают, что за время выставки на примере одной крупной инсталляции покажут возможности гибридных техник. Параллельно специалисты студии вместе с посетителями будут работать над небольшими объектами, объединяющими в себе методы цифрового производства и ремесленные техники и материалы. При этом для участия в воркшопе необязательно быть специалистом в области цифрового дизайна, разработчики предусмотрели достаточно простой софт. Единственное, что действительно необходимо – заранее зарегистрироваться на официальном сайте: количество участников ограничено. Приятная дополнительная опция воркшопа, да и всей выставки – все экспонаты можно и нужно трогать руками, проверять на прочность, нажимать кнопки и рычаги – одним словом, посетителям предоставляется полная свобода для творчества и экспериментов. А те, кто не смогут лично посетить выставку, имеют возможность наблюдать за происходящим в фейсбуке. Все мероприятие задумано как медиа-проект, поэтому страница активно обновляется каждый день.

Выставка открыта до 10 июня включительно с 12.00 до 21.00. Вход свободный.

04 Июня 2015

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Города Ленобласти: часть I
Центр компетенций Ленинградской области за несколько лет существования успел помочь сотням городов и поселений улучшить среду, повысть качество жизни, привлечь туристов и инвестиции. Мы попросили центр выбрать наиболее важные проекты и рассказать о них. В первой подборке – Ивангород, Новая Ладога, Шлиссельбург и Павлово.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.