Молодежное соревнование
Макс ХакеГустав Дюзинг
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
читать дальшеОсновная тема выставки, предложенная организаторами, – «Создание общества будущего для нашей жизни» (Designing Future Society for Our Lives). Предполагалось, что павильон России будет расположен в секторе «Расширение возможностей для жизни» (Empowering Lives).
Организатор со стороны России предложил посвятить павильон Времени – универсальной категории для российской, японской и всех мировых культур. Время – важнейший ресурс, сэкономить и высвободить его стремятся современные технологии в самых разных сферах. Предполагалось, что павильон будет разделен на тематические блоки, посвященные инновациям России в образовании, науке, медицине, рекреации, коммуникациях, экологии. Отдельный блок посвящен оптимизации рутинных процессов, бытовых удобств и услуг.
«Самый временный павильон» бюро Wowhaus концептуально развивает идеи футуризма 1920-х годов, летающие города Крутикова и Малевича, призванные выйти за пределы привычных парадигм и законов физики. Павильон является физической моделью, отражением растяжимости и кривизны пространства-времени. Время трансформируется и искажается, отражаясь в геометрии экстерьера и интерьерного пространства.
Концепция павильона также развивает актуальный тренд эфемерной архитектуры – современные технологии позволяют создавать тонкие и легкие конструкции. Архитектура становится нематериальной, выходит за пределы статики и монолитности.
При входе в павильон посетители попадают в «нулевую точку отсчета», представляющую собой имитацию черной дыры, где не действуют привычные законы физики. Движение по всему павильону осуществляется по бесконечному пандусу. Посетители поднимаются и опускаются в этом гибком пространстве, где одна часть перетекает в другую.
Технологически предполагалось сделать павильон надувным, с использованием ПВХ-мембраны. Технология мэппинга позволяет проецировать на оболочку в вечернее время уникальные принты. Выбранные технологии строительства максимально отражают идею временности, но при этом остаются экологичными – основные материалы подлежат повторной переработке.