Построенный в 1986–1988 Grand Union Complex – первый «градостроительный» проект Гримшо. «Sainsbury’s – выдающийся пример стиля хай-тек в условиях городской застройки. Это беззастенчиво футуристичное здание прекрасно уживается со своими историческими соседями, соответствуя масштабу блокированных домов XIX века напротив, и по праву заслуживает признания», – поясняет глава государственной комиссии по охране памятников Historic England Данкан Уилсон.
«За компанию» с Sainsbury's – как часть ансамбля Grand Union Complex – в список охраняемых попали блокированные жилые дома, протянувшийся вдоль Риджентс-канала. Но другие здания комплекса Гримшо – промышленный корпус Grand Union House и ясли – Historic England отказалась рекомендовать к охране как «менее интересные или менее удачные».
Жилые дома по проекту Николаса Гримшо на Риджентс-канале
Вместе с тем, общественная организация 20th Century Society, которая занимается сохранением сооружений моложе 1914 года, подала заявку на внесение Grand Union Complex в реестр памятников в феврале 2019-го – именно тогда, когда девелопер Sellar объявил, что намерен частично снести входящее в ансамбль индустриальное сооружение ради нового офисного здания с кровлей-террасой. Проект бывшего директора David Chipperfield Architects Эндрю Филлипса (Andrew Phillips) также предусматривает снос яслей, вместо которых появится четырехэтажный корпус доступного жилья с магазинами на первом уровне. Так как эти две постройки Гримшо в итоге так и не получили охранного статуса, проект может двигаться к реализации.
Жилые дома по проекту Николаса Гримшо на Риджентс-канале
Важно отметить, что заказчик, сеть супермаркетов Sainsbury’s, первой из подобных компаний решила использовать качественную архитектуру в конкурентной борьбе. С этой целью в 1985 даже была основана специальная «комиссия по дизайну», причем ее глава, архитектурный критик Колин Эймери (Colin Amery), подчинялся непосредственно владельцу компании, сэру Джону Сэйнсбери. Именно Эймери отверг уже утвержденный проект других архитекторов, разработанный для участка в Камдене до его назначения, из-за недостаточного качества, и предложил пригласить Николаса Гримшо.
Эта история становится понятней, если вспомнить, что семья Сэйнсбери была также заметным заказчиком зданий для учреждений культуры: именно она подарила центр изобразительных искусств Нормана Фостера университету в Норидже, а новое крыло по проекту Роберта Вентури и Дениз Скотт-Браун – Национальной галерее в Лондоне.
Жилые дома по проекту Николаса Гримшо на Риджентс-канале