«Точка роста»: итоги сезона

Уже третий год в Москве проходит летняя практика для студентов-архитекторов и -градостроителей «Точка роста». Практика представляет собой набирающий обороты некоммерческий архитектурный стартап, где студенты ведущих профильных вузов впервые погружаются в аутентичную практику, не обходя стороной взаимодействие со стейкхолдерами – заказчиками проектов: представителями администраций муниципалитетов в разных уголках России, а также крупнейших компаний архитектурно-проектной и инженерно-строительной направленности.
Фотография предоставлена проектом «Точка роста»

Под руководством опытных кураторов – практикующих профессионалов – студенческие группы имеют возможность работать над собственными проектами с последующей реализацией, что особенно ценно на раннем этапе карьеры. «Ars longa, vita brevis», что означает: «Долог путь к мастерству, а жизнь коротка», – так говорили древние римляне, сограждане Витрувия, автора первого трактата по зодчеству. Значение участия студентов в летней школе «Точка роста» как раз заключается в том, что этот стартап в значительной степени катализирует процесс вызревания их архитектурного мастерства.

Организаторами стартапа выступили архитекторы Павел Сонин и Никита Асадов, которые параллельно выполняют и функции кураторов студенческих проектов. Также среди кураторов «Точки Роста» – архитекторы Михаил Тюрин, Елизавета Морозова, Иван и Надежда Матвеевы, Мария и Алексей Пальцевы. Администратор и координатор проекта – Елена Криницкая.

В настоящий момент в стартапе принимают участие около 80 студентов из российских вузов с впечатляющим географически охватом: МАРХИ, МГСУ, ГУЗ, МИТУ-МАСИ, МГАХИ имени В. И. Сурикова из Москвы, НовГУ из Великого Новгорода, КГАСУ из Казани, СГТУ из Самары, УлГТУ из Ульяновка, АСАРГСУ из Ростова-на-Дону, СибАДИ и НГУАДИ из Новосибирска, СФУИАиД из Красноярска и ДВФУ из Владивостока. Для участия в «Точке роста» учащиеся прошли предварительный отбор на основании портфолио и мотивационных писем.

За прошедший месяц организаторам архитектурных практик «Точка роста» удалось провести весьма насыщенную и результативную программу.

В ходе разработки проектов студенты имели возможность пополнить свой теоретический багаж по возникающим вопросам, слушая лекции. Первой из таковых была лекция Александра Аляева, старшего архитектора бюро «Космос». Лекция была посвящена особенностям жилых зданий в России и за рубежом. В частности, лектор обратил внимание на актуальные тенденции в проектировании таких зданий: коливинг, шеринг, максимальную многофункциональность, мобильность, модульность. Спикер подчеркнул также, что в современной России архитектура исходит из экономики, поэтому она создаётся в большей мере не самими архитекторами, а девелоперами, что почти сводит на нет применение новаторских решений. Однако это, по счастью, не затрагивает студенческое проектирование «Точки роста».

Традиционную лекцию о создании портфолио архитектора прочёл Иван Матвеев, основатель проекта «Anastasis.me», сооснователь творческого объединения «Дмитровка», архитектором бюро Андрея Скуратова.

Две лекции по мало изученным вопросам теории архитектуры были прочитаны Денисом Гавриковым, президентом НОИФА. Первая освещала особенности формирования фахверковых строений, а вторая – семиотическое своеобразие архитектуры новых русских.

Сергей Чистый, вице-президент Фонда поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров», провёл лекцию по актуальным вопросам средового дизайна – одного из выразительных искусств, весьма близкого архитектуре. В своём выступлении спикер охарактеризовал мировой и отечественный опыт конфигурирования безбарьерного пространства с учётом принципов универсального дизайна.

На встрече в Манеже с Владиславом Кирпичёвым, руководителем школы «Edos», студенты узнали о его авторских наработках по природе креативности. Осмотрев выставку вышеназванной школы после встречи, участники «Точки роста» смогли увидеть результат этих творческих инноваций в виде макетов объектов архитектуры и рисунков.

Кроме того, в течение прошедшего месяца состоялись экскурсии по знаковым для сообщества архитекторов и градостроителей местам. Учащиеся имели возможность узнать об историко-архитектурных особенностях комплекса зданий, в которых расположен МАРХИ, о своеобразии образовательной атмосферы в этом легендарном учебном заведении. Состоялась экскурсия в «Мосстройинформ», расположенный в знаменитом, недавно отреставрированном Доме на Брестской. Была проведена экскурсия по Центральному дому архитектора, на которой участники «Точки роста» ознакомились с историко-архитектурными особенностями этого знаменитого здания в Гранатном переулке. Здание имеет несколько объёмов, сформированных в период с XIX по XXI век, что является замечательным образцом для изучения истории отечественной архитектуры и приёмов гармоничной компоновки элементов строительного искусства различной стилевой принадлежности.

Работа летней школы «Точка роста» сопровождалась достаточно глубоким анализом мест проектирования. Так, студенты посетили Звенигород, где они провели предпроектные изыскания, совершили выезд в Александров, где осмотрели туристическую часть города и удостоились встречи с важными акторами взаимодействия – чиновниками из городской администрации. Группа студентов побывала во Владимире, где совместно со студентами-социологами из ВлГУ было проведено междисциплинарное исследование, в ходе которого были опрошены 60 местных жителей по вопросам улучшение территорий, отведённых под проектирование. Вместе с тем, студентам была предоставлена возможность осмотра реновируемых и ревалоризируемых объектов в Орехово-Зуеве и Москве.

Зачастую о местах, где пробуют свои силы студенты «Точки роста», утвердилось два контрастных мнения. Для тех, кто ограничился лишь быстрым осмотром или не делал усилия там побывать, это мало примечательная антропогенная, урбанизированная среда. Для других это места, где они пустили корни и к которым питают патриотические чувства как к «малой родине». С одной стороны, конечно же, существует множество предпосылок к тому, чтобы эти территории и дальше пребывали в существующем состоянии. А с другой стороны, студенты «Точки роста», несмотря на самоочевидный для местных жителей эскапизм, придают творческий импульс имманентному прогрессивному преобразованию этих локаций с учётом современных тенденций в строительном искусстве и дизайне среды, урбанистике и градорегулировании.

Всё же, главное достижение прошедшего месяца деятельности «Точки роста» заключается в качественно проработанных проектах, которые стали результатом интенсивной работы студентов, консультаций с кураторами, а также поэтапных открытых защит проектов перед представителями профессионального сообщества и спонтанными интересантами. Защиты проектов проходили один – два раза в неделю, что дало возможность всесторонне их проработать и получить обратную связь от маститых архитекторов, градостроителей, преподавателей профильных учебных заведений.
Фотография предоставлена проектом «Точка роста»

Существенным фактором повышения качества проектов явился их критических разбор. Преимущество критического разбора в летней школе «Точка роста: архитектурные практики» – опора на априорные предпосылки, данности и факты, что в значительной степени объективирует и ускоряет образовательный процесс. Вместе с тем, диалектическая постановка вопросов со стороны профессиональной аудитории во время защиты требует интеллектуального напряжения и сосредоточенности в поиске идей для дальнейшей доработки проектов студентами.

Проекты «Точки роста» в качестве разделов в обязательном порядке содержат исследовательские части в области исторического, градостроительного, архитектурного контекста и аналоговые ряды проектируемых объектов, так что разработанные в них решения имеют подтверждённый инновационный характер. Значительное внимание кураторы уделяют концептуализации местной специфики проектируемых участков, которая затем учитывается в концепциях новых строений. Так, в проекте, посвящённом Смоленскому метромосту, выявлены следующие особенности: наличие не используемой территории в центре города, фрагментированность территории заборами, возможность размещения рекреационной зоны на виадуке, потенциал использования путепровода для размещения смотровых площадок. А, к примеру, в проекте по Мосрентгену выявлен целый комплекс особенностей экологической обстановки, благоустройства и инфраструктуры.

При этом проекты отличаются чёткой постановкой цели и ясной формализацией решаемых задач. Например, в концепции развития набережной Звенигорода студенты сфокусировались на решении задач раскрытия и использования природного потенциала территории, сохранения биотопов, обеспечения комфортного использования территории и удобного доступа на неё, локализации активностей, наносящих вред сложившейся экосистеме. В проекте новой жилой застройки в сложившейся селитьбе Владимира-на-Клязьме решены следующие задачи: аккуратно вписаться в сложившуюся архитектурную среду, сохранить максимальные площади озеленения, разделить приватные и общественные пространства, разместить санитарно-защитные зоны и избавить дворы от автомобилей. В концепте летнего кафе на крыше обозначена цель создания креативного кластера, для достижения которой решены задачи создания концепции общественного пространства, планировки пространства площадью 3500 квадратных метров и проектирования собственно кафе.

Несмотря на то, что учащиеся «Точки роста» трудятся в окружении абстрактной живописи, представленной на стенах Архитектурного коворкинга, они не «уходят в абстракцию»: свои проектные решения они постоянно сверяют и строго согласуют с действующими федеральными и региональными нормами и правилами, не обходя стороной высокие современные стандарты мировой архитектуры.

Следует отметить, что каждый проект обладает своеобразной, изысканной стилистикой, погружающей зрителей в определённую художественную атмосферу. Это нашло отражение в стиле презентаций. Так, если в проекте по Мосрентгену присутствуют референсы классицистических усадеб XVIII – XIX веков, то оба звенигородских проекта проникнуты атрибутами советского пригорода. В то время как проект музея Левши содержит аллюзии дачной жизни интеллигенции конца прошлого века, то проект Смоленского метромоста отсылает нас к рационально-модернистскому воодушевлению середины XX века. Проект развития пешеходного маршрута в Александрове в то же время наполнен реминисценциями русского узорочья – стиля эпохи Ивана IV. Иными словами, с искусствоведческой точки зрения, обращает на себя внимание актуальный, метамодернистский подход, прослеживающийся в проектах «Точки роста»: в них отражено наметившееся в последние годы возвращение к рациональности и искренности в сочетании с лучшими наработками уходящей эпохи постмодернизма, визуально воплощённое при помощи инструментария дигитального алгоритмического и параметрического проектирования.

В проектах наблюдается баланс сенсибельного, эмоционально-чувственно постигаемого, и интеллигибельного, умопостигаемоного, начал. Иначе говоря, студентами под руководством кураторов, практикующих архитекторов, полностью раскрыта сущность архитектуры и градостроительства как двух родственных выразительных, неизобразительных искусств. При этом они не обошли стороной накопленное к настоящему моменту времени объективное знание архитектурной и градостроительной наук, переданное им во время лекций.

Всего за месяц на «Точке роста» было разработано 20 архитектурных и градостроительных проектов.

Сильная сторона «Точки роста» – участие студентов в настоящем, реальном проектировании. По итогам предыдущих лет ряд проектов дошёл до стадии реализации. Некоторая наивность и непосредственность студентов в сочетании с опытностью и мудростью кураторов – соединение профанного и высокого – приводит к замечательному результату: архитектурная среда уголков России, затронутых этим стартапом, становится пригодной для комфортной повседневной жизни людей. В этом отношении «Точка роста», с одной стороны, становится своего рода «факелом», высвечивающим имплицитный потенциал архитектурной среды. С другой стороны, части уникального российского «пространства мест», сформированного во времена феодализма, коммунизма и капитализма, в процессе проектирования деликатно преобразуются учащимися и приспосабливаются к «пространству потоков» новейшей сетевой общественной формации.

Вместе с тем, «Точка роста» представляет собой социально ориентированное, абсолютно открытое пространство диалога, где учитываются пожелания жителей прилегающих к участкам проектирования территорий с использованием метода анкетирования и выявления запросов отдельных социальных групп. Ведь ясность, основанная на открытости информации, наряду со способностью адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям служит своевременному овеществлению актуальных запросов социума посредством архитектурных форм. При этом эти инновации реально согласуются с представителями муниципальной власти: зачастую студентам и их кураторам удаётся убедить местные власти в осуществлении интересных проектных предложений, а не действовать по старинке.

Обзор месяца работы стартапа «Точка роста: архитектурные практики» иллюстрируют достижения. В тесном сотрудничестве студентов, их кураторов, местных жителей, чиновников из муниципалитетов, архитектурной общественности разработан ряд архитектурных и градостроительных проектов, где заострено внимание на кратко-, средне- и долгосрочных задачах, найдены оптимальные воплощения идей и инициатив, которые призваны позитивно сказаться на трансформации мест проектирования и пространстве вокруг них, использованы самые современные архитектурно-планировочные и урбанистические методы и стратегии. Таким образом, возник фундамент для дальнейшего перспективного развития летней школы.
zooming
Фотография предоставлена проектом «Точка роста»

Кто в ближайшие дни придёт с пытливым взглядом на очередную защиту проектов «Точки роста» в Архитектурный коворкинг Центрального дома архитектора, заметит усердную работу студентов и их кураторов, что в результате даёт многоаспектно и критически проработанные проекты – убедительное достижение для молодого стартапа, очевидно свидетельствующее о его стабильной будущности.

«Точка роста» открыта для новых участников и готова реализовать самые сложные проектные задачи.
 

16 Августа 2019

Похожие статьи
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
Карельская кухня
Концепция ресторана на берегу Онежского озера, разработанная бюро Skaträ, предлагает совмещать гастрономический опыт с созерцанием живописного ландшафта, а также посещением пивоваренного цеха. Обеденный блок с панорамными окнами и деревянной облицовкой соединяется с бетонным цехом аркой, открывающей вид на гладь воды.
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.