«Точка роста»: итоги сезона

Уже третий год в Москве проходит летняя практика для студентов-архитекторов и -градостроителей «Точка роста». Практика представляет собой набирающий обороты некоммерческий архитектурный стартап, где студенты ведущих профильных вузов впервые погружаются в аутентичную практику, не обходя стороной взаимодействие со стейкхолдерами – заказчиками проектов: представителями администраций муниципалитетов в разных уголках России, а также крупнейших компаний архитектурно-проектной и инженерно-строительной направленности.
Фотография предоставлена проектом «Точка роста»

Под руководством опытных кураторов – практикующих профессионалов – студенческие группы имеют возможность работать над собственными проектами с последующей реализацией, что особенно ценно на раннем этапе карьеры. «Ars longa, vita brevis», что означает: «Долог путь к мастерству, а жизнь коротка», – так говорили древние римляне, сограждане Витрувия, автора первого трактата по зодчеству. Значение участия студентов в летней школе «Точка роста» как раз заключается в том, что этот стартап в значительной степени катализирует процесс вызревания их архитектурного мастерства.

Организаторами стартапа выступили архитекторы Павел Сонин и Никита Асадов, которые параллельно выполняют и функции кураторов студенческих проектов. Также среди кураторов «Точки Роста» – архитекторы Михаил Тюрин, Елизавета Морозова, Иван и Надежда Матвеевы, Мария и Алексей Пальцевы. Администратор и координатор проекта – Елена Криницкая.

В настоящий момент в стартапе принимают участие около 80 студентов из российских вузов с впечатляющим географически охватом: МАРХИ, МГСУ, ГУЗ, МИТУ-МАСИ, МГАХИ имени В. И. Сурикова из Москвы, НовГУ из Великого Новгорода, КГАСУ из Казани, СГТУ из Самары, УлГТУ из Ульяновка, АСАРГСУ из Ростова-на-Дону, СибАДИ и НГУАДИ из Новосибирска, СФУИАиД из Красноярска и ДВФУ из Владивостока. Для участия в «Точке роста» учащиеся прошли предварительный отбор на основании портфолио и мотивационных писем.

За прошедший месяц организаторам архитектурных практик «Точка роста» удалось провести весьма насыщенную и результативную программу.

В ходе разработки проектов студенты имели возможность пополнить свой теоретический багаж по возникающим вопросам, слушая лекции. Первой из таковых была лекция Александра Аляева, старшего архитектора бюро «Космос». Лекция была посвящена особенностям жилых зданий в России и за рубежом. В частности, лектор обратил внимание на актуальные тенденции в проектировании таких зданий: коливинг, шеринг, максимальную многофункциональность, мобильность, модульность. Спикер подчеркнул также, что в современной России архитектура исходит из экономики, поэтому она создаётся в большей мере не самими архитекторами, а девелоперами, что почти сводит на нет применение новаторских решений. Однако это, по счастью, не затрагивает студенческое проектирование «Точки роста».

Традиционную лекцию о создании портфолио архитектора прочёл Иван Матвеев, основатель проекта «Anastasis.me», сооснователь творческого объединения «Дмитровка», архитектором бюро Андрея Скуратова.

Две лекции по мало изученным вопросам теории архитектуры были прочитаны Денисом Гавриковым, президентом НОИФА. Первая освещала особенности формирования фахверковых строений, а вторая – семиотическое своеобразие архитектуры новых русских.

Сергей Чистый, вице-президент Фонда поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров», провёл лекцию по актуальным вопросам средового дизайна – одного из выразительных искусств, весьма близкого архитектуре. В своём выступлении спикер охарактеризовал мировой и отечественный опыт конфигурирования безбарьерного пространства с учётом принципов универсального дизайна.

На встрече в Манеже с Владиславом Кирпичёвым, руководителем школы «Edos», студенты узнали о его авторских наработках по природе креативности. Осмотрев выставку вышеназванной школы после встречи, участники «Точки роста» смогли увидеть результат этих творческих инноваций в виде макетов объектов архитектуры и рисунков.

Кроме того, в течение прошедшего месяца состоялись экскурсии по знаковым для сообщества архитекторов и градостроителей местам. Учащиеся имели возможность узнать об историко-архитектурных особенностях комплекса зданий, в которых расположен МАРХИ, о своеобразии образовательной атмосферы в этом легендарном учебном заведении. Состоялась экскурсия в «Мосстройинформ», расположенный в знаменитом, недавно отреставрированном Доме на Брестской. Была проведена экскурсия по Центральному дому архитектора, на которой участники «Точки роста» ознакомились с историко-архитектурными особенностями этого знаменитого здания в Гранатном переулке. Здание имеет несколько объёмов, сформированных в период с XIX по XXI век, что является замечательным образцом для изучения истории отечественной архитектуры и приёмов гармоничной компоновки элементов строительного искусства различной стилевой принадлежности.

Работа летней школы «Точка роста» сопровождалась достаточно глубоким анализом мест проектирования. Так, студенты посетили Звенигород, где они провели предпроектные изыскания, совершили выезд в Александров, где осмотрели туристическую часть города и удостоились встречи с важными акторами взаимодействия – чиновниками из городской администрации. Группа студентов побывала во Владимире, где совместно со студентами-социологами из ВлГУ было проведено междисциплинарное исследование, в ходе которого были опрошены 60 местных жителей по вопросам улучшение территорий, отведённых под проектирование. Вместе с тем, студентам была предоставлена возможность осмотра реновируемых и ревалоризируемых объектов в Орехово-Зуеве и Москве.

Зачастую о местах, где пробуют свои силы студенты «Точки роста», утвердилось два контрастных мнения. Для тех, кто ограничился лишь быстрым осмотром или не делал усилия там побывать, это мало примечательная антропогенная, урбанизированная среда. Для других это места, где они пустили корни и к которым питают патриотические чувства как к «малой родине». С одной стороны, конечно же, существует множество предпосылок к тому, чтобы эти территории и дальше пребывали в существующем состоянии. А с другой стороны, студенты «Точки роста», несмотря на самоочевидный для местных жителей эскапизм, придают творческий импульс имманентному прогрессивному преобразованию этих локаций с учётом современных тенденций в строительном искусстве и дизайне среды, урбанистике и градорегулировании.

Всё же, главное достижение прошедшего месяца деятельности «Точки роста» заключается в качественно проработанных проектах, которые стали результатом интенсивной работы студентов, консультаций с кураторами, а также поэтапных открытых защит проектов перед представителями профессионального сообщества и спонтанными интересантами. Защиты проектов проходили один – два раза в неделю, что дало возможность всесторонне их проработать и получить обратную связь от маститых архитекторов, градостроителей, преподавателей профильных учебных заведений.
Фотография предоставлена проектом «Точка роста»

Существенным фактором повышения качества проектов явился их критических разбор. Преимущество критического разбора в летней школе «Точка роста: архитектурные практики» – опора на априорные предпосылки, данности и факты, что в значительной степени объективирует и ускоряет образовательный процесс. Вместе с тем, диалектическая постановка вопросов со стороны профессиональной аудитории во время защиты требует интеллектуального напряжения и сосредоточенности в поиске идей для дальнейшей доработки проектов студентами.

Проекты «Точки роста» в качестве разделов в обязательном порядке содержат исследовательские части в области исторического, градостроительного, архитектурного контекста и аналоговые ряды проектируемых объектов, так что разработанные в них решения имеют подтверждённый инновационный характер. Значительное внимание кураторы уделяют концептуализации местной специфики проектируемых участков, которая затем учитывается в концепциях новых строений. Так, в проекте, посвящённом Смоленскому метромосту, выявлены следующие особенности: наличие не используемой территории в центре города, фрагментированность территории заборами, возможность размещения рекреационной зоны на виадуке, потенциал использования путепровода для размещения смотровых площадок. А, к примеру, в проекте по Мосрентгену выявлен целый комплекс особенностей экологической обстановки, благоустройства и инфраструктуры.

При этом проекты отличаются чёткой постановкой цели и ясной формализацией решаемых задач. Например, в концепции развития набережной Звенигорода студенты сфокусировались на решении задач раскрытия и использования природного потенциала территории, сохранения биотопов, обеспечения комфортного использования территории и удобного доступа на неё, локализации активностей, наносящих вред сложившейся экосистеме. В проекте новой жилой застройки в сложившейся селитьбе Владимира-на-Клязьме решены следующие задачи: аккуратно вписаться в сложившуюся архитектурную среду, сохранить максимальные площади озеленения, разделить приватные и общественные пространства, разместить санитарно-защитные зоны и избавить дворы от автомобилей. В концепте летнего кафе на крыше обозначена цель создания креативного кластера, для достижения которой решены задачи создания концепции общественного пространства, планировки пространства площадью 3500 квадратных метров и проектирования собственно кафе.

Несмотря на то, что учащиеся «Точки роста» трудятся в окружении абстрактной живописи, представленной на стенах Архитектурного коворкинга, они не «уходят в абстракцию»: свои проектные решения они постоянно сверяют и строго согласуют с действующими федеральными и региональными нормами и правилами, не обходя стороной высокие современные стандарты мировой архитектуры.

Следует отметить, что каждый проект обладает своеобразной, изысканной стилистикой, погружающей зрителей в определённую художественную атмосферу. Это нашло отражение в стиле презентаций. Так, если в проекте по Мосрентгену присутствуют референсы классицистических усадеб XVIII – XIX веков, то оба звенигородских проекта проникнуты атрибутами советского пригорода. В то время как проект музея Левши содержит аллюзии дачной жизни интеллигенции конца прошлого века, то проект Смоленского метромоста отсылает нас к рационально-модернистскому воодушевлению середины XX века. Проект развития пешеходного маршрута в Александрове в то же время наполнен реминисценциями русского узорочья – стиля эпохи Ивана IV. Иными словами, с искусствоведческой точки зрения, обращает на себя внимание актуальный, метамодернистский подход, прослеживающийся в проектах «Точки роста»: в них отражено наметившееся в последние годы возвращение к рациональности и искренности в сочетании с лучшими наработками уходящей эпохи постмодернизма, визуально воплощённое при помощи инструментария дигитального алгоритмического и параметрического проектирования.

В проектах наблюдается баланс сенсибельного, эмоционально-чувственно постигаемого, и интеллигибельного, умопостигаемоного, начал. Иначе говоря, студентами под руководством кураторов, практикующих архитекторов, полностью раскрыта сущность архитектуры и градостроительства как двух родственных выразительных, неизобразительных искусств. При этом они не обошли стороной накопленное к настоящему моменту времени объективное знание архитектурной и градостроительной наук, переданное им во время лекций.

Всего за месяц на «Точке роста» было разработано 20 архитектурных и градостроительных проектов.

Сильная сторона «Точки роста» – участие студентов в настоящем, реальном проектировании. По итогам предыдущих лет ряд проектов дошёл до стадии реализации. Некоторая наивность и непосредственность студентов в сочетании с опытностью и мудростью кураторов – соединение профанного и высокого – приводит к замечательному результату: архитектурная среда уголков России, затронутых этим стартапом, становится пригодной для комфортной повседневной жизни людей. В этом отношении «Точка роста», с одной стороны, становится своего рода «факелом», высвечивающим имплицитный потенциал архитектурной среды. С другой стороны, части уникального российского «пространства мест», сформированного во времена феодализма, коммунизма и капитализма, в процессе проектирования деликатно преобразуются учащимися и приспосабливаются к «пространству потоков» новейшей сетевой общественной формации.

Вместе с тем, «Точка роста» представляет собой социально ориентированное, абсолютно открытое пространство диалога, где учитываются пожелания жителей прилегающих к участкам проектирования территорий с использованием метода анкетирования и выявления запросов отдельных социальных групп. Ведь ясность, основанная на открытости информации, наряду со способностью адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям служит своевременному овеществлению актуальных запросов социума посредством архитектурных форм. При этом эти инновации реально согласуются с представителями муниципальной власти: зачастую студентам и их кураторам удаётся убедить местные власти в осуществлении интересных проектных предложений, а не действовать по старинке.

Обзор месяца работы стартапа «Точка роста: архитектурные практики» иллюстрируют достижения. В тесном сотрудничестве студентов, их кураторов, местных жителей, чиновников из муниципалитетов, архитектурной общественности разработан ряд архитектурных и градостроительных проектов, где заострено внимание на кратко-, средне- и долгосрочных задачах, найдены оптимальные воплощения идей и инициатив, которые призваны позитивно сказаться на трансформации мест проектирования и пространстве вокруг них, использованы самые современные архитектурно-планировочные и урбанистические методы и стратегии. Таким образом, возник фундамент для дальнейшего перспективного развития летней школы.
zooming
Фотография предоставлена проектом «Точка роста»

Кто в ближайшие дни придёт с пытливым взглядом на очередную защиту проектов «Точки роста» в Архитектурный коворкинг Центрального дома архитектора, заметит усердную работу студентов и их кураторов, что в результате даёт многоаспектно и критически проработанные проекты – убедительное достижение для молодого стартапа, очевидно свидетельствующее о его стабильной будущности.

«Точка роста» открыта для новых участников и готова реализовать самые сложные проектные задачи.
 

16 Августа 2019

Похожие статьи
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Технологии и материалы
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
Сейчас на главной
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
В одном из самых благополучных с точки зрения экологической обстановки японских городов – Тояме – бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило инновационный офис фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.
Миро во дворе
Архитектурное бюро «Вещь!» рассматривает двор ЖК WOW как полотно и использует экспрессивную композицию из цветовых пятен и линий, характерную для испанского художника Жоана Миро. На двух уровнях располагаются все необходимые для рекреации объекты, а золотистые детали вторят отделке фасадов.
Нить Тесея
В проекте интерьера лобби небольшого клубного дома в Хамовниках бюро Ideologist использует разнообразные отсылки к текстилю, тем самым напоминая о фабричном прошлом района. При этом ткань кроме как в обивке мебели не используется: ассоциативный ряд запускают формы, фактуры и цвета.
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Ткани и свет
Бюро OMA выполнило экспозиционный дизайн для 2-й Биеннале исламских искусств в саудовском городе Джидда. Архитекторы уже второй раз занимаются оформлением выставок этой биеннале.
Шале на скале
Отель сети Accor в Архызе по проекту бюро «А.Лен» расположится на подступах к главным туристическим центрам курорта. Архитекторы стилизовали традиционный и многими любимый вариант шале, а интриги добавил сохранившийся на участке блок недостроя, который команда проекта превратила в пространство впечатлений: с открытым бассейном и рестораном, откуда открываются виды на самые высокие хребты региона.
Раскрытые крыши
Бывшая табачная фабрика в Турине станет архивным и образовательным центром, окруженным общественными пространствами на берегу реки По.
Бежевое спокойствие
Бюро Rymar.Studio разработало интерьер студии пилатеса в Петербурге. Кофейно-молочные тона и фактурные поверхности настраивают на замедление, а продуманное освещение и кондиционирование делает комфортными тренировки.
Присутствие реки
Офис продаж московского жилого комплекса «Мангазея на Речном», построенный по проекту MORS ARCHITECTS, подчеркивает главные ценности объекта, который он репрезентует: городской комфорт и возможность контактировать с природой благодаря близости реки и нескольких парков.
Пресса: Девелопер Василий Селиванов (LEGENDA) и архитектор Евгений...
Невозможно строить и развивать Петербург будущего, если в Петербурге настоящего не договориться уже наконец о том, как правильно сохранять Петербург прошлого. Правда ли, что редевелопмент может сделать исторический центр и серый пояс лучше, бывают ли шестимиллионные мегаполисы музеями и при чем здесь биполярное расстройство и сюрреализм, на 3D-моделях и собственном опыте объясняют важные акторы урбанизма в Петербурге Василий Селиванов и Евгений Герасимов.
Соль и вода
В Старой Руссе на месте исторического солеваренного завода благодаря гранту конкурса Малых городов появился парк с признаками термального курорта. «Центр развития городской среды Новгородской области» открыл доступ к минеральным источникам, а элементы благоустройства использовал, чтобы рассказать историю солеваренного промысла.
Перевернутая лестница Нового Юга
Новый жилой комплекс Scheldehof, завершенный недавно по проекту архитектора Макса Дудлера в Антверпене, получил жесткую сетку фасадов из уникального дитфуртского известняка.
Цой и лёд
В петербургском Севкабель Порту параллельно идут две выставки-блокбастера, оформлением которых занималось бюро Planet9. Рассказываем, почему стоит посетить обе – и расширенный «байопик» про Цоя, и «документалку» про лед.
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».