Уже третий год в Москве проходит летняя практика для студентов-архитекторов и -градостроителей «Точка роста». Практика представляет собой набирающий обороты некоммерческий архитектурный стартап, где студенты ведущих профильных вузов впервые погружаются в аутентичную практику, не обходя стороной взаимодействие со стейкхолдерами – заказчиками проектов: представителями администраций муниципалитетов в разных уголках России, а также крупнейших компаний архитектурно-проектной и инженерно-строительной направленности.
Фотография предоставлена проектом «Точка роста»
Под руководством опытных кураторов – практикующих профессионалов – студенческие группы имеют возможность работать над собственными проектами с последующей реализацией, что особенно ценно на раннем этапе карьеры. «Ars longa, vita brevis», что означает: «Долог путь к мастерству, а жизнь коротка», – так говорили древние римляне, сограждане Витрувия, автора первого трактата по зодчеству. Значение участия студентов в летней школе «Точка роста» как раз заключается в том, что этот стартап в значительной степени катализирует процесс вызревания их архитектурного мастерства.
Организаторами стартапа выступили архитекторы Павел Сонин и Никита Асадов, которые параллельно выполняют и функции кураторов студенческих проектов. Также среди кураторов «Точки Роста» – архитекторы Михаил Тюрин, Елизавета Морозова, Иван и Надежда Матвеевы, Мария и Алексей Пальцевы. Администратор и координатор проекта – Елена Криницкая.
В настоящий момент в стартапе принимают участие около 80 студентов из российских вузов с впечатляющим географически охватом: МАРХИ, МГСУ, ГУЗ, МИТУ-МАСИ, МГАХИ имени В. И. Сурикова из Москвы, НовГУ из Великого Новгорода, КГАСУ из Казани, СГТУ из Самары, УлГТУ из Ульяновка, АСАРГСУ из Ростова-на-Дону, СибАДИ и НГУАДИ из Новосибирска, СФУИАиД из Красноярска и ДВФУ из Владивостока. Для участия в «Точке роста» учащиеся прошли предварительный отбор на основании портфолио и мотивационных писем.
За прошедший месяц организаторам архитектурных практик «Точка роста» удалось провести весьма насыщенную и результативную программу.
В ходе разработки проектов студенты имели возможность пополнить свой теоретический багаж по возникающим вопросам, слушая лекции. Первой из таковых была лекция Александра Аляева, старшего архитектора бюро «Космос». Лекция была посвящена особенностям жилых зданий в России и за рубежом. В частности, лектор обратил внимание на актуальные тенденции в проектировании таких зданий: коливинг, шеринг, максимальную многофункциональность, мобильность, модульность. Спикер подчеркнул также, что в современной России архитектура исходит из экономики, поэтому она создаётся в большей мере не самими архитекторами, а девелоперами, что почти сводит на нет применение новаторских решений. Однако это, по счастью, не затрагивает студенческое проектирование «Точки роста».
Традиционную лекцию о создании портфолио архитектора прочёл Иван Матвеев, основатель проекта «Anastasis.me», сооснователь творческого объединения «Дмитровка», архитектором бюро Андрея Скуратова.
Две лекции по мало изученным вопросам теории архитектуры были прочитаны Денисом Гавриковым, президентом НОИФА. Первая освещала особенности формирования фахверковых строений, а вторая – семиотическое своеобразие архитектуры новых русских.
Сергей Чистый, вице-президент Фонда поддержки работ по адаптации городской среды для маломобильных групп населения «Город без барьеров», провёл лекцию по актуальным вопросам средового дизайна – одного из выразительных искусств, весьма близкого архитектуре. В своём выступлении спикер охарактеризовал мировой и отечественный опыт конфигурирования безбарьерного пространства с учётом принципов универсального дизайна.
На встрече в Манеже с Владиславом Кирпичёвым, руководителем школы «Edos», студенты узнали о его авторских наработках по природе креативности. Осмотрев выставку вышеназванной школы после встречи, участники «Точки роста» смогли увидеть результат этих творческих инноваций в виде макетов объектов архитектуры и рисунков.
Кроме того, в течение прошедшего месяца состоялись экскурсии по знаковым для сообщества архитекторов и градостроителей местам. Учащиеся имели возможность узнать об историко-архитектурных особенностях комплекса зданий, в которых расположен МАРХИ, о своеобразии образовательной атмосферы в этом легендарном учебном заведении. Состоялась экскурсия в «Мосстройинформ», расположенный в знаменитом, недавно отреставрированном Доме на Брестской. Была проведена экскурсия по Центральному дому архитектора, на которой участники «Точки роста» ознакомились с историко-архитектурными особенностями этого знаменитого здания в Гранатном переулке. Здание имеет несколько объёмов, сформированных в период с XIX по XXI век, что является замечательным образцом для изучения истории отечественной архитектуры и приёмов гармоничной компоновки элементов строительного искусства различной стилевой принадлежности.
Работа летней школы «Точка роста» сопровождалась достаточно глубоким анализом мест проектирования. Так, студенты посетили Звенигород, где они провели предпроектные изыскания, совершили выезд в Александров, где осмотрели туристическую часть города и удостоились встречи с важными акторами взаимодействия – чиновниками из городской администрации. Группа студентов побывала во Владимире, где совместно со студентами-социологами из ВлГУ было проведено междисциплинарное исследование, в ходе которого были опрошены 60 местных жителей по вопросам улучшение территорий, отведённых под проектирование. Вместе с тем, студентам была предоставлена возможность осмотра реновируемых и ревалоризируемых объектов в Орехово-Зуеве и Москве.
Зачастую о местах, где пробуют свои силы студенты «Точки роста», утвердилось два контрастных мнения. Для тех, кто ограничился лишь быстрым осмотром или не делал усилия там побывать, это мало примечательная антропогенная, урбанизированная среда. Для других это места, где они пустили корни и к которым питают патриотические чувства как к «малой родине». С одной стороны, конечно же, существует множество предпосылок к тому, чтобы эти территории и дальше пребывали в существующем состоянии. А с другой стороны, студенты «Точки роста», несмотря на самоочевидный для местных жителей эскапизм, придают творческий импульс имманентному прогрессивному преобразованию этих локаций с учётом современных тенденций в строительном искусстве и дизайне среды, урбанистике и градорегулировании.
Всё же, главное достижение прошедшего месяца деятельности «Точки роста» заключается в качественно проработанных проектах, которые стали результатом интенсивной работы студентов, консультаций с кураторами, а также поэтапных открытых защит проектов перед представителями профессионального сообщества и спонтанными интересантами. Защиты проектов проходили один – два раза в неделю, что дало возможность всесторонне их проработать и получить обратную связь от маститых архитекторов, градостроителей, преподавателей профильных учебных заведений.
Фотография предоставлена проектом «Точка роста»
Существенным фактором повышения качества проектов явился их критических разбор. Преимущество критического разбора в летней школе «Точка роста: архитектурные практики» – опора на априорные предпосылки, данности и факты, что в значительной степени объективирует и ускоряет образовательный процесс. Вместе с тем, диалектическая постановка вопросов со стороны профессиональной аудитории во время защиты требует интеллектуального напряжения и сосредоточенности в поиске идей для дальнейшей доработки проектов студентами.
Проекты «Точки роста» в качестве разделов в обязательном порядке содержат исследовательские части в области исторического, градостроительного, архитектурного контекста и аналоговые ряды проектируемых объектов, так что разработанные в них решения имеют подтверждённый инновационный характер. Значительное внимание кураторы уделяют концептуализации местной специфики проектируемых участков, которая затем учитывается в концепциях новых строений. Так, в проекте, посвящённом Смоленскому метромосту, выявлены следующие особенности: наличие не используемой территории в центре города, фрагментированность территории заборами, возможность размещения рекреационной зоны на виадуке, потенциал использования путепровода для размещения смотровых площадок. А, к примеру, в проекте по Мосрентгену выявлен целый комплекс особенностей экологической обстановки, благоустройства и инфраструктуры.
При этом проекты отличаются чёткой постановкой цели и ясной формализацией решаемых задач. Например, в концепции развития набережной Звенигорода студенты сфокусировались на решении задач раскрытия и использования природного потенциала территории, сохранения биотопов, обеспечения комфортного использования территории и удобного доступа на неё, локализации активностей, наносящих вред сложившейся экосистеме. В проекте новой жилой застройки в сложившейся селитьбе Владимира-на-Клязьме решены следующие задачи: аккуратно вписаться в сложившуюся архитектурную среду, сохранить максимальные площади озеленения, разделить приватные и общественные пространства, разместить санитарно-защитные зоны и избавить дворы от автомобилей. В концепте летнего кафе на крыше обозначена цель создания креативного кластера, для достижения которой решены задачи создания концепции общественного пространства, планировки пространства площадью 3500 квадратных метров и проектирования собственно кафе.
Несмотря на то, что учащиеся «Точки роста» трудятся в окружении абстрактной живописи, представленной на стенах Архитектурного коворкинга, они не «уходят в абстракцию»: свои проектные решения они постоянно сверяют и строго согласуют с действующими федеральными и региональными нормами и правилами, не обходя стороной высокие современные стандарты мировой архитектуры.
Следует отметить, что каждый проект обладает своеобразной, изысканной стилистикой, погружающей зрителей в определённую художественную атмосферу. Это нашло отражение в стиле презентаций. Так, если в проекте по Мосрентгену присутствуют референсы классицистических усадеб XVIII – XIX веков, то оба звенигородских проекта проникнуты атрибутами советского пригорода. В то время как проект музея Левши содержит аллюзии дачной жизни интеллигенции конца прошлого века, то проект Смоленского метромоста отсылает нас к рационально-модернистскому воодушевлению середины XX века. Проект развития пешеходного маршрута в Александрове в то же время наполнен реминисценциями русского узорочья – стиля эпохи Ивана IV. Иными словами, с искусствоведческой точки зрения, обращает на себя внимание актуальный, метамодернистский подход, прослеживающийся в проектах «Точки роста»: в них отражено наметившееся в последние годы возвращение к рациональности и искренности в сочетании с лучшими наработками уходящей эпохи постмодернизма, визуально воплощённое при помощи инструментария дигитального алгоритмического и параметрического проектирования.
В проектах наблюдается баланс сенсибельного, эмоционально-чувственно постигаемого, и интеллигибельного, умопостигаемоного, начал. Иначе говоря, студентами под руководством кураторов, практикующих архитекторов, полностью раскрыта сущность архитектуры и градостроительства как двух родственных выразительных, неизобразительных искусств. При этом они не обошли стороной накопленное к настоящему моменту времени объективное знание архитектурной и градостроительной наук, переданное им во время лекций.
Всего за месяц на «Точке роста» было разработано 20 архитектурных и градостроительных проектов.
Сильная сторона «Точки роста» – участие студентов в настоящем, реальном проектировании. По итогам предыдущих лет ряд проектов дошёл до стадии реализации. Некоторая наивность и непосредственность студентов в сочетании с опытностью и мудростью кураторов – соединение профанного и высокого – приводит к замечательному результату: архитектурная среда уголков России, затронутых этим стартапом, становится пригодной для комфортной повседневной жизни людей. В этом отношении «Точка роста», с одной стороны, становится своего рода «факелом», высвечивающим имплицитный потенциал архитектурной среды. С другой стороны, части уникального российского «пространства мест», сформированного во времена феодализма, коммунизма и капитализма, в процессе проектирования деликатно преобразуются учащимися и приспосабливаются к «пространству потоков» новейшей сетевой общественной формации.
Вместе с тем, «Точка роста» представляет собой социально ориентированное, абсолютно открытое пространство диалога, где учитываются пожелания жителей прилегающих к участкам проектирования территорий с использованием метода анкетирования и выявления запросов отдельных социальных групп. Ведь ясность, основанная на открытости информации, наряду со способностью адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям служит своевременному овеществлению актуальных запросов социума посредством архитектурных форм. При этом эти инновации реально согласуются с представителями муниципальной власти: зачастую студентам и их кураторам удаётся убедить местные власти в осуществлении интересных проектных предложений, а не действовать по старинке.
Обзор месяца работы стартапа «Точка роста: архитектурные практики» иллюстрируют достижения. В тесном сотрудничестве студентов, их кураторов, местных жителей, чиновников из муниципалитетов, архитектурной общественности разработан ряд архитектурных и градостроительных проектов, где заострено внимание на кратко-, средне- и долгосрочных задачах, найдены оптимальные воплощения идей и инициатив, которые призваны позитивно сказаться на трансформации мест проектирования и пространстве вокруг них, использованы самые современные архитектурно-планировочные и урбанистические методы и стратегии. Таким образом, возник фундамент для дальнейшего перспективного развития летней школы.
Фотография предоставлена проектом «Точка роста»
Кто в ближайшие дни придёт с пытливым взглядом на очередную защиту проектов «Точки роста» в Архитектурный коворкинг Центрального дома архитектора, заметит усердную работу студентов и их кураторов, что в результате даёт многоаспектно и критически проработанные проекты – убедительное достижение для молодого стартапа, очевидно свидетельствующее о его стабильной будущности.
«Точка роста» открыта для новых участников и готова реализовать самые сложные проектные задачи.