Все материалы проекта здесь >> 
ОртОст-Фасад

Фасадная революция. 
Новые технологии от
«ОртОст-Фасад»

«ОртОст-Фасад» выполнила беспрецедентный по сложности фасад для главного храма вооруженных сил РФ

mainImg

«ОртОст-Фасад» бросает вызов декору любой сложности

Для главного храма вооруженных сил РФ – компания «ОртОст-Фасад» выполнила беспрецедентный по сложности фасад, изготовив десятки тысяч СФБ-деталей индивидуальной формы, в том числе со скульптурной поверхностью.

12 Сентября 2020
Партнерский материал
Компaния:
представительство компании ОртОст-Фасад на Архи.ру
Сайт:
ortost.ru
Контакты:
Адрес: 109044, г. Москва,
ул. Большие Каменщики, д.1, пом. I, к. 6
Тел.: +7 (499) 195-02-18 
Компания ОртОст-Фасад нередко работает с архитектурным декором сложной геометрии и развитой, детализированной пластики. Специалисты компании занимались облицовкой таких зданий, как гостиница «Москва», дом на Трубецкой, 28, ЖК «Английский квартал» и ЖК «Итальянский квартал», – они готовы выполнять сложные задачи, поставленные архитекторами. Но даже для этой компании, искушенной в изготовлении сложно прорисованных форм, задача по облицовке фасадов и интерьеров главного храма Вооруженных сил стала вызовом и поводом для новых открытий и изобретений.

Как сообщают СМИ, все работы заняли 598 дней, меньше двух лет. Строительство шло полтора года, а облицовку фасада спроектировали и смонтировали за восемь месяцев. Компания ОртОст-Фасад в короткий срок выполнила сложнейшую – самую сложную на памяти ее специалистов задачу – облицовку из десятков тысяч деталей, и разработала инновационную систему крепления этих деталей. 
Но вначале несколько слов о храме
Главный храм ВС РФ
Фотография © Архи.ру

Собор Воскресения Христова в парке «Патриот», это, одновременно – главный храм вооруженных сил РФ и храм-памятник победе в Великой Отечественной войне. Здание храма по контуру опоясано музейной мультимедийной галереей «Дорога памяти»: в ней, в частности, хранятся фотограии участников войны, собранные по всей стране. Высота собора с крестом 96 м, почти с 30-этажный дом, а размах квадрифолия музейной галереи около 500 м.
  • zooming
    1 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

В здание заложено немало числовой символики: высота колокольни означает 75 лет со Дня Победы; диаметр барабана главного купола составляет 19,45 м, что означает 1945 год; высота малого купола – 14,18 м, потому что 1418 дней длилась война; плюс 1418 шагов требуется, чтобы пройти галерею «Дорога памяти» с начала до конца. Высота храма вместе с крестом – 96 м, и эта цифра связана уже не с Великой отечественной, а с 960-м годом рождения князя Владимира Святославича, которому посвящен Нижний храм.

У храма ВС РФ четыре основных прообраза: московский Храм Христа Спасителя, Никольский морской собор в Кронштадте, Александровский собор в Софии и памятник героям Плевны, – все они указаны на сайте храма. И если от первого он унаследовал пятиглавие и крестообразный объем, от двух других – византийские экседры, от третьего – башенную колокольню, то от часовни – подход к материалу. Часовня-памятник героям Плевны чугунная; в XIX веке металлическая часовня была новшеством, кроме того, материал усиливал мемориальное звучание постройки, делая ее похожей на большой колокол и на монументальный памятник, вспомним памятник тысячелетию России в Новгороде Великом, уподобленный колоколу. В храме ВС использована именно идея материала: на фасадах музея и в интерьере храма можно увидеть крупные металлические болты, а цвет стен – защитный, как у брони, – недвусмысленно указывает на то, что перед нами храм, переплавленный из бронетехники. В метафорическом смысле. Как некая образная противоположность пушкам, переплавленным из колоколов. Но собор не часовня, и строить его целиком из брони было бы неразумно.
  • zooming
    1 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

Поэтому архитектор Дмитрий Смирнов использовал стеклофибробетон, окрашенный в массе в защитный оттенок зеленого цвета – как броня. Но скульптуры бронзовые, и часть декора в интерьере тоже металлическая, с сине-голубой-эмалью, напоминающей иконку-складень XIX века. Так что и «броня» приобрела медный оттенок, будучи прокрашена по выступающим частям бронзянкой. Получилось что-то на грани между защитным металлом и скульптурой-памятником героям. Большая часть декора, мелко детализированного, выполнена из стеклофибробетонных панелей компании ОртОст-Фасад. Всё выглядит очень целостно, на первый взгляд и не отличить, где СФБ, а где бронза – издали объем кажется отлитым из цельного металла, покрытого патиной и «отполированного» на рельефных частях. 
Нетривиальная задача
Объем, что совершенно нормально для храма, имеет сложную форму: здесь много поворотов, углов, выступов, скруглений, арок – все это требует индивидуального формирования каждого элемента, тщательной проработки «нарезки» фасада и сопряжения деталей, подобной сложному конструктору. Кроме того, фасады покрыты орнаментом, простым и сложным, от ордерных фронтонов, архивольтов и граненых колонн до варяжской плетенки и полосатой рельефной штриховки – что многократно усложнило задачу, поскольку из-за детализированного рисунка, переходящего с панели на панель, вопрос качественного сопряжения деталей стал особенно ответственным. И, как мы помним, срок для исполнения заказа был исключительно коротким.
  • zooming
    1 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру


 
Общее количество
стеклофибробетонных изделий – 22 935 штук.
Из них 2243 – типизированные партии,
4043 – уникальные детали.
Процесс изготовления
Все элементы изготовлены на основе единой трехмерной модели здания, разбитой на отдельные детали. Работу вели по традиционной для стеклофибробетона технологии методом набрызга. Простые геометрические элементы, в частности, плиты для облицовки гладкой стены, имитирующие блоки камня, изготавливали в фанерных формах. При переводе 3D-модели в рабочие чертежи прорабатывалась система крепления, определялось расположение закладных деталей, затем в форму набрызгивали стеклофибробетонный раствор.

Для деталей с рельефом или сложной геометрической формы сначала изготавливали модель, на основе трехмерной модели данного элемента, из гипса или панелей МДФ, на станках с ЧПУ. Для этого было задействовано более 60 станков ЧПУ. Далее с модели снимали резиновую форму, под которую изготавливали жесткое основание из стеклопластика. В полученную форму, после установки закладных деталей, заливался стеклофибробетон. Таким способом были изготовлены узорчатые декоративные пояса, обрамляющие арки, ряды ребристых валиков, декоративные панно с библейскими животными, цитатами из Библии или боевыми орденами. Размеры деталей были определены исходя из архитектурной логики членения деталей и ограничений по весу для транспортировки и монтажа. Как правило, они не превышали двух квадратных метров.
  • zooming
    1 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

После первичного набора прочности элементы из стеклофибробетона доставали из формы, шлифовали, грунтовали специальной, глубоко проникающей грунтовкой. После сушки поверхность шлифовали абразивным материалом и окрашивали базовым цветом. Затем рельефные поверхности окрашивали металлизированной краской, после чего отдельно патинировали, еще раз сушили и, наконец, покрывали защитным слоем полиакрилового лака.

Образцы покрытия успешно прошли испытания на атмосферостойкость для умеренного климата. Испытания проводил «Центр испытаний, сертификации и стандартизации функциональных материалов и технологий» (АНО «ЦИСИС ФМТ»).
Монтаж
Об инновационных методах крепления, разработанных специалистами «ОртОст-Фасад» для Воскресенского храма, см. здесь. О перспективах дальнейшего применения системы – здесь.

Из-за сжатых сроков реализации работы вели одновременно на нескольких ярусах здания, на нескольких «захватках» в каждом ярусе. Задействовали одновременно около 800 монтажников, работали круглосуточно.
Муслим Алиев, генеральный директор компании «ОртОст-Фасад»

Директор компании «ОртОст-Фасад» Муслим Алиев:

«Для организации монтажных работ в таком режиме с учетом сложной конфигурации здания были применены нестандартные решения по конфигурации строительных лесов – многопролетные опорные фермы, консоли, подвесные леса, организация разгрузочных площадок на лесах, подъем элементов на которые выполняли круглосуточно четыре крана. Также не могу не отметить работу руководителей и специалистов технического заказчика, технического надзора, ФГАУ «УИСП» Минобороны России, и авторов проекта, «Сретенские архитектурные мастерские». Без их оперативного и эффективного участия реализация проекта в такие сроки была бы невозможна».

  • zooming
    1 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    2 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    3 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру
  • zooming
    4 / 4
    Главный храм ВС РФ
    Фотография © Архи.ру

Заметим, что для архитекторов, работающих в традиционных стилях, качество деталей – важная составляющая успешного проекта. Если в прошлые эпохи конечный результат зависел от лепщиков, а сам ордерный декор и лепнина изготавливали из камня, кирпича или штукатурки, то сейчас на помощь приходят армирование фиброй, цифровые трехмерные модели, станки с программным управлением. Что, однако, не означает простоты решения: даже при поддержке современных технологий требуется много внимания к деталям, опыт и профессионализм, которым обладают специалисты компании «ОртОст-Фасад», выполнившие очень сложную задачу в очень ограниченные сроки.

Поставщики, технологии

Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.