Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.06.2019

Частица городского калейдоскопа

Объект:
Гостиница Holiday Inn Express на Дубининской улице
Адрес:
Россия, Москва. ул. Дубининская, вл.33
Архитектор:
Алексей Гинзбург
Мастерская:
Гинзбург Архитектс
Авторский коллектив:
А.В. Гинзбург, А.Ф. Орлов, А.В. Николаев, Т.С. Архипова

Так можно определить здание отеля на Дубининской улице. Его архитектура совершенно не претенциозна и даже бравирует своей незаметностью, но при ближайшем рассмотрении обнаруживаются интересные детали.

Гостиница Holiday Inn Express на Дубининской улице. Ситуационный план
Гостиница Holiday Inn Express на Дубининской улице. Ситуационный план
© Гинзбург Архитектс

Здание гостиницы Holiday Inn Express открылось на Дубининской улице в Москве осенью 2017 года. Трехзвездочный отель принадлежит к бюджетной линейке известного бренда, предлагающих «ограниченное число услуг за умеренную плату». Такой отель можно открыть в глубине одного из участков Павелецкой промзоны, реконструкция которой идет уже много лет. Гостиница расположилась на границе бывшей территории Мосхладокомбината №3, спрятавшись за 20-этажной башней офиса «Роснефти», которая разделила собой жилую панельную 12-этажку и пару двухэтажных бывших доходных домов из породы московских старожилов. Окружение – пестрое, территория еще не вполне освоена, застарелые склады чередуются с пустотами, очевидно, предназначенными для «освоения». Между тем до Павелецкого вокзала и метро, а значит, и до Садового кольца – 10 минут пешком, а добежать можно за пять, что делает место удобным.

Одно из главных отличий архитектурного проекта в данном случае, в составе пестрого и еще только становящегося окружения, – его незаметность. Поясню. Архитекторы нередко рисуют на визуализациях стеклянные громады, якобы «растворенные» в небе, а потом, будучи реализованными, они вовсе нигде не растворяются, что давно уже подмечено градозащитниками. Здесь же, на Дубининской перед нами – тот самый случай: отель едва поблескивает на фоне неба. Он растворен в контексте. Найти его – к примеру, усталому постояльцу, несложно, что тоже существенное качество для гостиницы. Но сторонним прохожим, не заинтересованным в bed&breakfast, здание совершенно не мозолит глаза. Совсем. В Москве это редко и даже не принято, о таком подходе больше мечтают, а тут удалось. Что именно? – Соблюсти меру урбанистической деликатности в разношерстной среде.

Ради справедливости признаем, что соседство с офисом «Роснефти» облегчило задачу: его благородно-коричневый «шкаф» притягивает к себе взгляды, отвлекая от остального. Однако и с этим соседом новый отель выстроил диалог – не просто «спрятался за его спиной», а выстроился за ним зачатком новой улицы. Впрочем почему зачатком, улица и есть, ее еще немного развить в глубину и будет вполне городское пространство. Один небольшой шаг сделан. Отель также реагирует на соседа: ближайший фасад, близко подходящий к стене офисного здания, отведен лестнице и общим балконам, чье появление обусловлено нормами пожарной безопасности, но с другой стороны, на них можно выйти покурить.

К слову, лестничных клеток здесь две, вторая расположена в плохо освещенном углу Г-образного в плане здания и совмещена с лифтовым блоком; еще один грузовой лифт примкнул к внешнему углу, он удобен для погрузки-разгрузки для технических нужд гостиницы.

Основные этажи отеля стандартные, по 3 метра. Нижний этаж лобби высокий, 5 метров. Под ним – еще два почти столь же высоких яруса, один полуподземный коммерческий, на втором пакровка. Подземные этажи продолжаются к востоку, в глубину участка, образуя асфальтированный двор-стилобат.

Одно из самых интересных решений проекта – полуподземный этаж. Естественный свет попадает сюда через глубокий приямок с уличной стороны. Вниз ведет параллельная фасаду двухмаршевая лестница (19 ступенек), сюда продолжены металлические полуколонны первого этажа: пространство перед главным фасадом приобретает интригу и многомерность. Его оживляет наивное граффити на стене и жизнеутверждающие надписи на ступеньках; к такого рода украшениям можно относиться по-разному, но очевидно, что здесь уже поселилась городская жизнь.

На плоском стеклянном фасаде окна окружены панелями осенних расцветок: светлого тона выцветшего неба, оранжевых, терракотовых и темно-серых полос. Он использует тему экрана-мозаики, пятнадцать лет назад внедренную в московскую практику архитекторами «Остоженки». Удобный способ превратить проблему плоского фасада, при бюджетной невозможности проявить глубины оконных откосов, в поблескивающий рисунок, реагирующий на окружение, но наделенный собственным цветом и характером. Здесь, впрочем, композиция проще соответственно задаче и современным тенденциям строгих фасадных сеток. Цветные полосы объединяют по два этажа, их ширина и окраска чередуются. К тому же окна в парах этажей сдвинуты на одну итерацию, и если приглядеться кажется, что фасад слегка покачивается влево-вправо. Плоскость оживляют открывающиеся фрамуги окон гостиничных, похожие на нажатые в произвольном порядке клавиши музыкального инструмента. Одна из задач композиции цветных и прозрачных пятен на фасаде – замаскировать квадратные пропорции окон и большую ширину простенков между ними – выполнена; не так уж заметно, где тут окна, а где стены, все сливается в перекрестья линий и неярких пятен цвета.

Здание не принадлежит к числу эффектных жестов, чего, впрочем, никак не предполагал бюджет строительства и класс отеля. Между тем качество некоторой сдержанной, достойной скромности ему определенно присуще. Что важно, поскольку делать яркие высказывания стремятся все, а адекватно оценить задачу и условия и построить просто_здание, способное стать фоном – работа довольно неблагодарная, но необходимая и ее нужно много. В то же время, оказываясь рядом, мы ощущаем себя в освоенном и осмысленном пространстве. Хочется разобрать черный забор вдоль «Роснефти» – тогда здесь появится настоящая улица, людям не придется жаться к стене или, что чаще, идти по проезжей части. Надо думать рано или поздно это случится и небольшой зародыш городского пространства, заложенный здесь мастерской Алексея Гинзбурга, будет расти и развиваться. Ведь всё так и задумано.