Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.07.2018

Катерина Грень: «Архитектура – это пазл из ограничений и задач»

Алёна Кузнецова
Мастерская:
Архитектурное Бюро GREN.

Руководитель Архитектурного бюро GREN. – об опыте становления своего подразделения в ГК «Олимпроект», важности диалога с девелоперами и миссии архитектора.

Екатерина Грень
Екатерина Грень
Архитектурное Бюро GREN.

Архитектурно-проектное подразделение компании открылось не так давно – в 2013 году. Расскажите, как вы выстраивали работу в условиях высокой конкуренции на рынке, какая была стратегия?

Стратегия построена на качестве, скорости и профессионализме принимаемых решений на всех уровнях: от идей на уровне концепции до реализации. Независимо от того, где объект располагается, мал он или велик, я отношусь к нему как к самому интересному и важному. Всегда ищу нестандартные архитектурно-градостроительные и планировочные решения. И, конечно, немаловажным фактором становления компании в качестве «архитектора» являются особые отношения с девелоперами и маркетологами при создании объектов. С самого начала мы вникаем в суть их целей и задач, выясняем, для кого они строят, обсуждаем бюджет. Правильный диалог, где заказчик и архитектор слышат друг друга – залог успеха. Важно решить задачу, которую ставит перед тобой девелопер и сделать это с уникальным архитектурным решением. Создать интересный комплекс можно и простыми решениями, а уникальность может заключаться не только в дороговизне фасадных материалов или отделке интерьеров, уникальность – это организация пространства, как на уровне генплана, так и на уровне каждой квартиры.
Михайлова, 31 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Михайлова, 31 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Но основным шагом к успеху, думаю, стал наш коллектив. Я стараюсь прививать каждому специалисту особое внимание к деталям и качеству. Любимой моей фразой при обсуждении какого-либо вопроса с коллегами стала: «Относись к объекту, как к своему будущему дому. Представь, что ты живешь в этом комплексе, гуляешь по его территории, живешь в этой квартире, паркуешься, тебя окружают именно эти фасады… Ты хочешь здесь жить? И если «нет», значит будем искать решение до ответа «да».

На рынке действительно очень много архитектурных бюро и генпроектировщиков – конкуренция, безусловно, высокая. Но я не трачу энергию на эти мысли, на них нет даже времени. Поэтому никогда не считала кого-либо своим конкурентом. Я просто начинаю работать и погружаюсь в проект, отношусь к нему, как к своему ребенку, которого необходимо взрастить и заложить в него все самое лучшее, что могу дать.

На какие эксперименты девелоперы готовы идти, если говорить про необычные архитектурные решения?

Вы знаете, чем дальше, тем интереснее работать над объектами жилой недвижимости. За счет высокой конкуренции среди девелоперов у архитекторов появляется возможность использовать инструменты, которых раньше не было – высококачественные отделочные материалы, нетиповые планировочные решения, интересное благоустройство. И если девелопер – грамотный маркетолог, то он понимает важность и ценность этих инструментов и готов на эксперименты, например, с благоустройством, потому что знает: необходимо не просто продать квартиру, нужно создать среду, важный элемент которой – дворовая территория. И сейчас есть запрос на их проектирование в качестве локальных общественных пространств с возможностью применения разнообразного озеленения, малых архитектурных форм индивидуального изготовления, современного европейского оборудования спортивных и детских площадок.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

И важно отметить, что девелоперы с большой охотой идут на эксперименты с отделочными материалами фасадов и благоустройства. Стали ориентироваться на экологичность: дерево на настилах, клинкерный кирпич и натуральный камень вместо фиброцемента и керамогранита.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК
г.Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК г.Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Какие вы можете отметить тенденции в архитектуре с точки зрения продвижения жилых объектов?

Сейчас и девелоперы, и проектировщики, и архитекторы уделяют больше внимания пешеходной доступности и проницаемости среды, фасадным решениям, пластике, материалам, стараются подходить индивидуально к каждому объекту. Ничего нового в этом нет, но само отношение к деталям генплана и объемно-планировочным решениям стало более серьезным. Выигрывают проекты, где во главе стоят интересы людей. Важно уметь донести до девелоперов и маркетологов, что именно для будущих жильцов будет комфортным и целесообразным.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, школой, ДОУ и медицинским центром г. Москва, Варшавское ш., вл. 170Е © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, школой, ДОУ и медицинским центром г. Москва, Варшавское ш., вл. 170Е © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Сейчас в портфолио компании в основном высотные жилые комплексы. Как в них решаются проблемы, сопутствующие типологии «массовое жилье»?

Массовое жилье чаще всего у общества ассоциируется с типовыми планировочными решениями, высокой плотностью застройки, отсутствием или нехваткой парковочных мест.

Мы же применяем разнообразие планировочных решений квартир. У людей появляется возможность выбора наиболее комфортного жилья конкретно для себя: кто-то любит более камерные пространства, а кто-то опенспейсы – у всех нас разные предпочтения. А проблема с парковками, в том числе и с гостевыми машиноместами, давно уже решается подземными уровнями. Это позволяет создавать чистые и уютные дворовые пространства без доступа автомобилей. При таких решениях каждый житель комплекса и его семья чувствуют себя комфортно. Ведь все хорошо помнят забитые автомобилями тротуары и площадки для отдыха, когда преследует ощущение, что ты живешь на парковке – негде прогуляться, поиграть с ребенком или просто выйти на свежий воздух и почитать.

А чем больше плотность на участке, тем сложнее и интереснее стоит перед архитектором задача! Методы решения этого вопроса разные: визуальное облегчение застройки за счет разной этажности, разрывов, различных стилистических фасадных решений и их цветовой гаммы.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Что вы вкладываете в понятие «комфортная среда»?

Это определенная атмосфера, которую архитектор создает для человека: начиная от его пути к дому и заканчивая квартирой. Чувство полной гармонии, когда ничто не мешает и не вызывает дискомфорт, когда ты чувствуешь удовлетворение от того, что ты находишься в данном пространстве. Объект должен быть комфортным для жизни и одновременно гармоничным по отношению к окружающей среде. И гармоничная среда – это не только выбор фасадов и планировок, это некая совокупность решений. Например, территория должна быть грамотно функционально структурирована: входная зона в жилой комплекс и дворовое пространство должны быть обособлены от общественной зоны. Пешеходный уровень должен быть насыщен общественными функциями и должна быть развитая социальная инфраструктура.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, ДОУ и ФОК. г. Москва, ул. Шушенская, 8 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Планирует ли компания выходить за рамки «специализации» на многофункциональных жилых комплексах, и если да, то в каком направлении вам было бы интересно работать? 

У компании нет четкой специализации на жилых комплексах, это скорее связано с тенденциями на рынке недвижимости. Жилье – это то, что сейчас строится в большом объеме и имеет спрос на рынке, больший, чем офисы и торговые центры. У нас в проработке есть и здания общественного назначения, надеюсь, таких объектов, в том числе спортивных, будет больше. Для архитектора интереснее экспериментировать с криволинейными объемами, большими пролетами, что сложно применить в жилье. Но профессионала своего дела вдохновляет любое направление.
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, школой, ДОУ и медицинским центром. г. Москва, Варшавское ш., вл. 170Е © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Жилой комплекс с подземной автостоянкой, школой, ДОУ и медицинским центром. г. Москва, Варшавское ш., вл. 170Е © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Используете ли вы BIM-технологии?

Сейчас BIM-моделирование развивается во всех компаниях. Оно нужно как проектировщикам, так и девелоперам. У нас BIM облегчает работу со смежными специалистами и подразделениями. Когда есть единая модель, все решения можно отработать быстро и без ошибок. На определенном этапе модель передается заказчику, в дальнейшем она помогает эксплуатировать здание.

Мы используем BIM на всех проектах, но не везде на 100%. Отработка инженерных сетей и конструктива, самых сложных частей, например, подземной части, всегда идет в Revit. Что-то мы делаем в AutoCad, но есть общая задача в течение года полностью перейти на Revit.
Жилой комплекс на ул. 11-я Парковая © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Жилой комплекс на ул. 11-я Парковая © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»

Как бы вы определили свой авторский стиль?

Авторский стиль – понятие для меня эфемерное, не мне определять его наличие или отсутствие. Начиная работать над новым проектом, стараюсь забыть увиденное ранее и дать решение, которого еще не давала. В этом заключается творческий процесс и поиск. Я считаю, что каждый объект должен быть индивидуальным, и у меня нет цели выработать узнаваемый почерк. Это как пазл, который собираешь из тех ограничений и задач, которые перед тобой ставит город, заказчик и общество. Отличие в том, что собирая пазл, ты видишь перед собой итоговую картинку, а у нас итог просматривается только на этапе завершения строительства здания.

И для себя каждый раз ставлю перед собой задачу сделать городскую среду – более комфортной и интересной, а качество жизни горожан – выше. Совершенствование себя, того, что тебя окружает, на что ты можешь повлиять – это основная цель жизни человека. Ставлю перед собой именно эту задачу, потому что архитектор влияет на устроение и качество жизни людей напрямую.
Михайлова, 31 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
Михайлова, 31 © ГК «ОЛИМПРОЕКТ»
беседовала: Алёна Кузнецова