Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.04.2008

По земле, воде и воздуху

Юлия Тарабарина
Объект:
Тендерный проект на архитектурную идею многофункционального рекреационного комплекса на набережной р. Москвы
Адрес:
Россия, Москва. территория проектируемого проезда 1824
Мастерская:
Александров и партнеры
Авторский коллектив:
Д.Александров, А. Вартапетова, К. Канунникова, А. Иванов
при участии: А. Гераскина, И. Кеслер

Конкурсная концепция многофункционального комплекса на набережной Москвы-реки, что напротив Сити, в варианте, предложенном Дмитрием Александровым выглядит размышлением на тему «основных элементов»: он акцентирует воду в реке, приподнимает землю на кровлю зданий и манипулирует с пространством, увеличивая его вдвое

Компания «Миракс», известная прежде всего по башне «Федерация», ведет сейчас очень много проектов вокруг Сити, в том числе и непосредственно рядом с ним. С внешней стороны Третьего кольца Норман Фостер проектирует здание в форме яйца, уже не первое в обширном портфолио лорда; на противоположном берегу Москвы-реки полным ходом идет строительство комплекса «Миракс-плаза» Сергея Киселева, о котором мы писали недавно. Откровенно говоря, все два квартала на этой стороне реки, между Третьим кольцом, Кутузовским проспектом, Филевской линией метро и улицей 1812 года – реконструируются «Мираксом»: в западной части разместится дом Кионори Кикутаке, (который обсуждался на общественном совете в ноябре прошедшего года), в центре будет построен административно-деловой комплекс «Гелион» по проекту Алексея Воронцова. В южной, рядом с проспектом, с участием Сергея Киселева перестроят целый «институтский» квартал сталинского времени. Размах сам по себе и имена архитекторов, участвующих в его реализации, не оставляют сомнений в том, что в ближайшем будущем эта часть Москвы определенно преобразится.

Недавно был проведен закрытый архитектурный конкурс на обустройство набережной, к которой примыкают названные кварталы. В сущности, это часть речного берега между строящимся «Миракс-плаза» и будущим домом Кикутаке, который на прошедшей в Каннах выставке MIPIM был показан под названием Paradise living – райская жизнь. Райскому дому нужна соответствующая набережная – и надо сказать, что берег реки это последний «неопределившийся» проект для данной территории. До финального рассмотрения дошли четыре проекта: Дмитрия Александрова, Александра Асадова, ирландской архитектурной компании Марри О Лира (Murray Ó Laoire) и собственной архитектурной мастерской компании «Миракс». В итоге был выбран проект мастерской А. Асадова. О нем мы надеемся рассказать позднее, а сейчас представляем Вашему вниманию проект мастерской Дмитрия Александрова.

Прежде всего надо сказать, что участок сложен, он обладает почти что всеми теми же проблемами, что и место, на котором строится «Миракс-плаза». Здесь проходит линия напорной канализации, газовые трубы и высоковольтная проводка. Здесь же с некоторым отступом от берега проходит филевская линия метро – собственно, ее планируется включить в ансамбль многофункционального комплекса, она станет его южной границей, отделяющей комплекс от города. Над метро пройдет автодорога, а также монорельс или «легкое метро» – на этом отрезке, таким образом, смыкаются сразу три дороги. Далее монорельс будет сворачивать к северу и по мосту над Москвой-рекой, следуя к будущему зданию Фостера. Параллельно монорельсу пройдет еще один мост, автомобильный. Таким образом, здесь архитекторы столкнулось со специфически градостроительной задачей – уже исходя из самых общих условий ясно, что перед нами не дом и не улица и даже не квартал, а узел – прежде всего транспортный, но также общественный и природный, если так можно сказать. Сейчас у этой территории есть статус «природной зоны», но в реальности берег заполнен вытянутыми вдоль реки промышленными бараками с несколькими чахлыми деревьями между ними. Территория наглухо отгорожена – попасть туда простому смертному невозможно. Набережной нет – напротив самой статусной стройки деловой Москвы речной берег грязноват, но девственен.

Решение, предложенное Дмитрием Александровым, можно назвать спокойным и лаконичным. Комплекс образует вдоль прибрежной полосы слоистое пространство, полуоткрытое в сторону воды. Изгиб реки слегка подчеркнут, усилен контурами построек и разделен тремя зданиями-пирсами. «Носы» этих пирсов поворачивают к западу, против речного течения, и образуют бухты. Этот поворот любопытен – вероятно, он задуман для того, чтобы вода в бухтах не застаивалась.

Вообще говоря, реке в этом проекте уделено особенное внимание, река его основная тема. Для Москвы это необычно, Москва такой город, где рек, речушек и разной подземной воды вроде бы очень много, но это не ощущается. Московские реки по преимуществу представляются местом грязным, промышленным и неуютным – не то что в Питере, который буквально пронизан культом рек и мостов.

В проекте Дмитрия Александрова все наоборот, он не закрывается от воды, а включает ее в себя, причем достаточно активно. У такого подхода есть свои основания – река здесь еще не очень грязная, здесь еще сравнительно недалеко от Серебряного бора. Вокруг пирсов запланирован яхт-клуб. Над самым большим пирсом нависает, опираясь на поставленные под углом металлические «ножки», здание апарт-отеля, совмещенного с бизнес-центром, на крыше которого задумана вертолетная площадка. Его стеклянный фасад (в проекте дан намек на веселые цветные стекла) становится речным фасадом комплекса. Над вторым и третьим пирсами – общедоступные кафе. Зимой – если Москва-река когда-нибудь вновь замерзнет – запланированы ледовые шоу.

После воды вторая тема проекта – земля. Строго говоря, в современной архитектуре существует три подхода к земле – ее либо перекапывают и уничтожают полностью, либо переносят на крышу, либо наоборот, не трогают и аккуратно культивируют. Нередко в одном проекте совмещаются все три подхода. Здесь, похоже, так и произошло. С одной стороны, в его обосновании написано, что объемы «экскавационных работ» минимальные – это значит, что копать будут только там, где очень-очень надо. С другой стороны, если посмотреть на комплекс в разрезе, то видно, что весь берег превращен в протяженную многоярусную нору из бетонных перекрытий, возвышающихся над землей: линия метро, сейчас открытая, забирается в коробку туннеля, на крыше которого пройдет автодорога и будут установлены столбы, поддерживающие монорельс. Далее к реке – магазины, кафе и паркинги, на крыше которых будет устроен бульвар. Зеленая кровля тянется вдоль всех построек и вдвое увеличивает площади рекреаций. Планируется насыпать около метра грунта, чтобы посадить не только траву, но и неприхотливые деревья с кустарниками. Возникает полноценный бульвар, приподнятый над «настоящим» берегом реки на высоту двух этажей, но при этом расположенный на уровне земли соседнего квартала. Фактически, весь комплекс тщательно вписан в склон речной излучины и использует естественный перепад высот.

«Третий элемент» проекта – люди, точнее, их перемещение. На «разведении потоков» сделан специальный акцент: дело в том, что не все пространства комплекса будут общедоступны – часть из них станет «клубной зоной», куда можно будет попасть по каким-нибудь членским билетам нашего времени (хотя время от времени клубные зоны планируется открывать для широкой публики). Поэтому было необходимо предусмотреть, каким образом будут перемещаться обычные и необычные люди и где будут размещаться автомобили. Машин внутри комплекса не будет, если не считать упомянутую автодорогу на крыше метро, проходящую по его границе. Задумано два въезда: с востока со стороны «Миракс-плаза» и с запада со стороны дома Кикутаке; перед каждым въездом будет устроена парковка – дальше предполагается движение на электромобилях, велосипедах или пешком. Передвигаться между ярусами надо будет по вертикали – на лифтах.

Такая «элементарность» – от слова элемент – не означает упрощения, а скорее наоборот: проект, с одной стороны, сдержан по архитектурным формам – а с другой в нем прочитывается развернутая работа, которая как раз и нужна для «узлового» места – с землей, водой, людьми. Как будто бы раздумывая надо комплексом архитекторы задумывались над каждой из составляющих его «материй» по очереди, что в конце концов привело к рождению неброской, но внутренне сложной структуры.

Ситуационный план
Ситуационный план
Генеральный план
Генеральный план
Схема транспорта, благоустройства, озеленения
Схема транспорта, благоустройства, озеленения
Функциональная схема
Функциональная схема