Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.01.2013

Пресса: 14–18 января

В прессе обсуждают планы по строительству новых станций метро в Москве и Петербурге, следят за судьбой института публичных слушаний и беседуют с российскими архитекторами на тему «как стать архитектором?»

Станция метро «Дунайская» в Санкт-Петербурге. Фото: Ленметрогипротранс. Источник: «Петербург Сегодня»
Станция метро «Дунайская» в Санкт-Петербурге. Фото: Ленметрогипротранс. Источник: «Петербург Сегодня»
На прошедшей неделе Газета.ru опуликовала серию интервью на тему «как и кому быть архитектором». Сергей Чобан  рассказал увлекательную историю о том, как он по чистой случайности стал архитектором, хотя с детства планировал быть художником-графиком. Из немецких архитектурных школ Чобан назвал лучшими школы в Цурихе, Брауншвейге и Аахене, из российских – МАрхИ. «В какой-то момент мне казалось, – поясняет Чобан, – что техническая сторона лучше на Западе, а в России мне нравилась рисовальная подготовка. Сегодня все смешалось». Как архитектор, активно практикующий на Западе, Сергей Чобан дает рекомендации выпускникам российских вузов, которые хотели бы самореализоваться за рубежом. Отвечая же на вопрос о том, кому стоит выбирать профессию архитектора, он советует, прежде всего, тщательно взвешивать решение: «…если мозг постоянно вращается вокруг строения как такового, то есть вероятность, что это – твое».

Евгений Асс, обсуждая с корреспондентом «Газеты.ru» ту же тему, отметил, что умение рисовать – «это еще не достаточное основание для того, чтобы стать архитектором». Асс убежден, что надо развивать в себе наблюдательность, читать книги об архитектуре, изучать памятники. При этом, по убеждению архитектора, настоящими профессионалами становятся лишь единицы. Из архитекторов сравнительно молодого поколения на вопросы «Газеты.ru» ответили Данир Сафиуллин и Иван Овчинников. Первый – мечтал стать архитектором с раннего детства, второй – поступил в архитектурный по совету папы. Оба считают, что архитектура – это познание и тяжелая работа.

Тему разговоров с архитекторами поддержало на этой неделе и информационное агентство Москва 24, опубликовавшее интервью с Борисом Левянтом. Глава ABD architects рассказал о том, чем бюро занималось в последние несколько лет и еще раз подтвердил свою приверженность качественной современной архитектуре и нежелание «рисовать завитушки» даже в том случае, если не удастся переубедить клиента.

«Вечерняя Москва» побеседовала с Сергеем Кузнецовым, подводя таким образом своеобразный итог шести месяцам его работы в должности главного архитектора. Сергей Кузнецов в этом интервью вновь озвучил часть своих принципов:  что у «старой» территории Москвы имеется большой потенциал внутреннего развития, прежде всего – промзоны. Что к работе надо приглашать иностранных специалистов, впрочем «...поймите правильно, я не за то, чтобы отдать им в руки все». Что заказы к городе надо распределять с помощью творческих конкурсов, первый этап – конкурс портфолио, второй – конкурс среди победителей первого этапа, заказной, то есть оплаченный, так как «за просто так» ни одна серьезная команда работать не согласится». По убеждению главного архитектора, задачи отбора качественных проектировщиков можно рещить достаточно быстро.

На прошедшей неделе мэрия отреагировала на главную проблему января – протесты москвичей против запланированного Мосгордумой сокращения функционала публичных слушаний. Мэр Сергей Собянин попросил депутатов «еще раз внимательно посмотреть эти нормы. Такого рода институт надо, конечно, совершенствовать, но сохранять в обязательном порядке» – цитирует мэра «Газета.ru»).
Трассировка строящегося участка Таганского радиуса с планом расположения станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». © НИиПИ Генплана Москвы
Трассировка строящегося участка Таганского радиуса с планом расположения станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». © НИиПИ Генплана Москвы

Николай Малинин на страницах «Ведомостей» рассказывает о казусах строительства новой пешеходной зоны «Рождественка – Кузнецкий Мост – Столешников», открытой к Новому году, когда «клали плитку – прямо на лед, трамбуя поленом». А кроме всего прочего, избавившись от машин, улицы обнажили все свои темные стороны – чудовищный керамогранит в первых этажах, грязь, криво покрашенные стены. Тем не менее, два километра пешеходного пространства – это несомненный плюс. А в следующем году запланировано открытие еще 19 пешеходных зон.

В 2013 году в Москве планируется открыть шесть новых станций метро и ввести в эксплуатацию 14 километров тоннелей, пишет «Московская перспектива». На Таганско-Краснопресненской ветке появится три станции – «Лермонтовский проспект», «Жулебино» и «Котельники»; Калининско-Солнцевская линия продолжится станцией «Деловой центр». «Битцевский парк» и «Лесопарковая» откроются на участке Бутовской линии.

В Санкт-Петербурге тоже проектируют метро. Эскизные проекты новых станций Фрунзенско-Приморской линии («Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары») публикует «Карповка.нет». Их планируется построить к 2016 году.
Станция метро «Шушары» в Петербурге. Фото: Ленметрогипротранс. Источник: «Петербург Сегодня»
Станция метро «Шушары» в Петербурге. Фото: Ленметрогипротранс. Источник: «Петербург Сегодня»

«Комсомольская Правда» рассказывает о программе реконструкции московских железнодорожных вокзалов: она была запущена в 2008 году и в 2013 должна завершиться. Вокзалы должны превратиться в «современные многофункциональные комплексы». Программа захватывает не только Москву: до конца 2015 года в стране должны реконструировать 81 вокзал.
Ленинградский вокзал в Москве. Источник: moskva.tulp.ru
Ленинградский вокзал в Москве. Источник: moskva.tulp.ru

«Аргументы недели» рассказывают об истории строительства второй сцены Мариинского театра, который оказался одним из самых дорогих театров в мире. По данным источника газеты на него было потрачено более 21 миллиарда рублей. Однако, как пишет автор статьи, здание вышло некрасивым, диссонирующим с окружающим городским ландшафтом. В статье приводятся скептические мнения экспертов и архитекторов. Тем не менее, работы подходят к концу, а первый спектакль будет поставлен на новой сцене Мариинки уже в мае этого года.

«Ведомости» сообщают об открытии Центра авангарда в Бахметьевском гараже, в ходе которого была представлена книга о рабочих поселках Москвы Елены Соловьевой и Татьяны Царевой – «Новые дома. Архитектура жилых комплексов Москвы 1920-1930-х годов».

БизнесOnline рассказывает о реставрации более полусотни зданий в Старо-татарской слободе в Казани – самой древней и богатой на историко-культурные памятники части города. Развитие «Старого города» идет параллельно со строительством новых объектов, также способствующих развитию туристической программы Казани.
Старо-Татарская слобода. Источник: www.photokzn.ru
Старо-Татарская слобода. Источник: www.photokzn.ru

Впрочем, новый год в Москве начался со сносов исторических зданий. «Архнадзор» рассказывает о незаконном сносе двух флигелей первой трети XIX века во дворе зданий Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре, предназначенного для Мосгордумы. Здания были уничтожены в первый же день нового года. Об уничтожении старого здания Бутырского суда – доходного дома 1902 на улице Образцова – сообщают «Вести-Москва». Как и в случае с корпусами больницы, здание снесли без разрешительных документов.