Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.05.2012

Теплый ветер

Юлия Тарабарина

Марина Игнатушко привезла на «Арх Москву» очень тонкую и осмысленную выставку про нижегородскую идентичность. Поразительно, но на этой миниатюрной экспозиции человеку по-настоящему хорошо.

Выставка «Нижний Новогород: структуры витального». Фотография Юлии Тарабариной
Выставка «Нижний Новогород: структуры витального». Фотография Юлии Тарабариной
Выставка очень небольшая и ее очень легко пройти мимо, потому что расположена она в пеналообразном зале слева от входа на коммерческую экспозицию второго этажа. Ожидали другого – рассказывает куратор выставки Марина Игнатушко: какой-нибудь белой стены и естественного света, при электрических лампах и в серо-зеленых стенах рассмотреть экспонаты нелегко, но стоит попытаться, потому что выставка сделана виртуозно.

Вдоль стены, на почти незаметных стеклянных ножках стоят белые рамки-коробочки, немного напоминающие классическую camera obscura. Внутри каждой – стеклянный слайд с одним из известных зданий Нижнего, начиная от банка «Гарантия» с его лепным, майоликовым, похожим на модерн фасадом и заканчивая зданием училища Олимпийского резерва «Гимнаст» Алексея Каменюка – строгим, геометрическим, алюминиевым, но по-нижегородски все-таки цветным. Слайды большие и многослойные, ближний план отпечатан на самом вернем слое, и так дальше – имитируя удаление, причем довольно-таки искусно, не сразу понимаешь, что в этих слайдах особенного, хотя намек на объем глаз улавливает автоматически.
Выставка «Нижний Новогород: структуры витального». Фотография Юлии Тарабариной
Выставка «Нижний Новогород: структуры витального». Фотография Юлии Тарабариной

«Хотелось каким-то образом проявить особенность архитектуры Нижнего, свойственную ей некоторую ремесленность» – говорит Марина Игнатушко. От себя добавлю, что обычно словом ремесленное мы привыкли обозначать что-то не слишком хорошее, привычка не уважать ремесло и ругать этим словом всех, кого хочется отличить от так называемых «больших художников с полетом мысли» въелась в мозги еще со времен романтического (хотя ремеслом отнюдь не пренебрегавшего) XIX века. Но здесь ремесло не ругательное, оно обозначает рукотворность и то человеческое качество, которое сейчас в просторечии приято обозначать словом душевность. Нижегородская архитектура оказывается теплой даже тогда, когда она стеклянная – достаточно приехать в этот город, или хотя бы посмотреть на здание «Гимнаста», отвечающее на выставке за современность, чтобы это понять. Так вот, слайды с их тщательной и чуть-чуть наивной рукотворностью, очень хорошо выражают это качество ремесла, умеющего держать себя с достоинством. Надо сказать, что это редкое в наших широтах качество – умение проанализировать себя с достоинством и без экзальтации.
Куратор выставки «Нижний Новогород: структуры витального» Марина Игнатушко. Фотография Юлии Тарабариной
Куратор выставки «Нижний Новогород: структуры витального» Марина Игнатушко. Фотография Юлии Тарабариной

Вторая особенность Нижнего по убеждению Марины Игнатушко – это воздух или даже точнее ветер. Город над рекой, город, состоящий из оврагов, город, развивающийся волнами – то есть то нету – как порывы ветра: «это качество хорошо отражают корабли на воздушной подушке и ракеты на подводных крыльях, где крылья есть, но под водой» – рассказывает куратор. Еще лучше, почти совершенно, это свойство города отражено в проекте «Подъемные силы», показанного здесь же на экране. Второй год подряд французский художник Ксавье Жюьо приезжает в Нижний и вместе со студентами ловит на Стрелке речной ветер с помощью разных незамысловатых, но крупных приспособлений вроде полиэтиленовых полотнищ или даже мешков для мусора (см. страницу проекта в фейсбуке). Это тоже шаг к изучению пластических особенностей города, а точнее даже Стрелки, где уже много лет что-то проектируют и планируют построить.

От этой выставки остается очень легкое впечатление; не всем удается показать себя так непринужденно. Да что уж там – ходя по «Арх Москве», понимаешь, что тема сложная, болезненная, а может быть даже и вообще для Москвы преждевременная. Рефлексия дело неприятное, а прилюдная особенно. То ли дело Нижний. Город, о специфике которого критики говорят и пишут еще с девяностых, когда в нем, легко и свободно, как ветер, возникла собственная архитектура – такой город просто не мог не появиться на выставке под названием «идентичность».
«Подъемные силы». Ксавье Жюйо на нижегородской Стрелке. Фотография Надежды Щема
«Подъемные силы». Ксавье Жюйо на нижегородской Стрелке. Фотография Надежды Щема
«Подъемные силы». Фотография Надежды Щема
«Подъемные силы». Фотография Надежды Щема