Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.12.2010

Под знаком Z

Наталья Коряковская

Заседание последнего в 2010 году Архитектурного совета началось с вручения премии имени Алексея Гутнова. Два рассмотренных следом объекта – проект многофункционального жилого комплекса на Карамышевской набережной и планировка территории между Ленинградским проспектом и аэродромом им. Фрунзе – по предложению председателя совета Михаила Посохина были одобрены.

Вручение Премии им. А. Гутнова за 2009-й год. Фото Натальи Коряковской
Вручение Премии им. А. Гутнова за 2009-й год. Фото Натальи Коряковской
Напомним, премия имени Алексея Гутнова уже более десяти лет вручается за крупномасштабные градостроительные и архитектурно-планировочные проекты, а также научно-исследовательские, теоретические и законотворческие разработки в области градостроительства. В этом году награда была присуждена трем творческим коллективам. Коллектив под руководством Валерия Беккера награжден за разработку предложений по формированию в Москве «системы документов стратегического планирования, обеспечивающих связь социально-экономического прогнозирования с территориальным планированием», Александр Кузьмин и его подчиненные отмечены за разработку системы научно-методического обеспечения Градкодекса Москвы, а команда, возглавляемая Сергеем Ткаченко, – за проект генплана Нижнего Новгорода.

Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной строится на участке, принадлежащем МВД и ФСБ России, и предназначен для расселения сотрудников этих ведомств. С запада территория примыкает к жилому кварталу № 70 «Хорошево-Мневников», с севера – к Звенигородскому проспекту, южной стороной выходит к парку Москворецкий и набережной. С северо-запада объект граничит с участком компании «Дон-строй», где на месте автобазы планируется строительство высотного комплекса по проекту мастерской Петра Бирюкова. На пересечении Звенигородского проспекта с проектируемой магистралью от Филевского бульвара в скором будущем появится транспортно-пересадочный узел и новая станция метро.

Как рассказал руководитель ООО «Новый проект» Владимир Пальцев, ключевое влияние на объемно-пространственную композицию ЖК оказали ограничения по инсоляции для соседнего жилого квартала. Высотные доминанты разнесены по краям участка и соединены пониженным корпусом. В результате в плане композиция напоминает букву Z, концы которой – 31-этажные корпуса развернуты в сторону набережной и Звенигородского проспекта. Первый имеет сложную каскадообразную форму, второй в плане треугольный, со скругленными углами.

В качестве материала для фасадов используются разные по цветовой гамме фиброцементные плиты, из которых авторы предложили три варианта декоративных решений. Первый – трехчастный, с комбинированием ленточного и вертикального остекления (отчетливо напоминающего «Дом на Мосфильмовской» Сергея Скуратова), второй использует традиционное ленточное остекление, а третий построен на системе смещенных друг относительно друга вертикальных плоскостей. Все первые этажи ЖК отданы под торгово-развлекательный и оздоровительный комплекс, а также социальные и бытовые службы. Главным входом он обращен к набережной, тогда как его внутренний двор от улицы совершенно изолирован. Сильный перепад рельефа позволил устроить в 3-х подземных уровнях ТРК естественное освещение, а также обойтись без пандусов при заезде в парковку.

Совет в целом одобрил проект, однако ряд архитекторов все-таки нашли в нем недостатки, главным образом, касающиеся объемно-пространственной композиции. Многие согласились с мнением референта проекта Алексея Воронцова, что комплексу не хватает высотных акцентов. Сейчас оба корпуса одинаковы (по 105 м), однако, как заметил Воронцов, окружающая застройка явно тяготеет к снижению в сторону набережной, поэтому логичнее было бы сделать разновысоким и проектируемый ЖК. По мнению Святослава Миндрула, из-за того, что оба корпуса почти идентичны и не имеют активных завершений, возникает ощущение композиционной невнятности.

Кроме того, Алексей Воронцов предложил авторам подумать над созданием связей между жилым комплексом и Москворецким парком, которые, например, можно было бы решить в виде пешеходного моста. Эту идею совет также всецело поддержал. Резюмируя мнения выступавших, Михаил Посохин призвал не повторять ошибок «Москва-Сити», где набережная оказалась отрезанной от комплекса, а по поводу самой архитектуры отметил, что к авторскому решению стоит быть гуманнее. Председатель предложил утвердить проект с озвученными поправками, но только с теми, которые не требуют его кардинальной переделки, поскольку объемно-пространственное решение, по мнению Посохина, менять уже поздно.

Вторым совет обсудил проект планировки территории площадью 64.5 га между Ленинградским проспектом и Центральным аэродромом им. М. В. Фрунзе (ГУП «ГлавАПУ»). Участок ограничен с юго-востока Беговой улицей и с юга – 2-м Боткинским проездом, а с юго-запада к нему подступает застройка бывшего Ходынского поля (аэродрома им. Фрунзе). Сейчас здесь расположены три авиационных завода – им. С.В. Илюшина, МАПО МиГ и «ОКБ Сухого», – к 2018 году их планируется перевести в подмосковный Жуковский, а на этом месте построить жилые кварталы и объекты коммерческой недвижимости. Жилая застройка составляет 86 процентов нового строительства, всего же тут появится около 1.4 млн кв.м. новых площадей. Кроме того, проект предусматривает существенное расширение улично-дорожной сети и создание семи объектов озелененных территорий общей площадью 12.5 га. Застройка спроектирована с учетом рекомендаций Центра ландшафтно-визуального анализа, главным образом, касающихся Петровского путевого дворца, расположенного по другую сторону Ленинградки. Ее высота у проспекта не превышает 10-12 метров, а самые высокие здания (88 метров) размещены на противоположной стороне участка, по соседству с Ледовым дворцом.

В целом Архитектурный совет высоко оценил разработанный «ГлавАПУ» проект планировки. Основной комплекс замечаний к нему содержался в заключении НИиПИ Генплана, который на совете зачитал его руководитель Сергей Ткаченко. Архитектор обратил внимание коллег, главным образом, на объемы строительства. Ткаченко подчеркнул, что в проекте указано 1,400 млн кв.м., что составляет примерно две трети объемов «Москва-Сити», причем некоторые участки превышают даже допустимую плотность в 50 тысяч квадратных метров на 1 га. В частности, недопустимо высокой эксперты признали плотность застройки около Ледового дворца: общественные здания здесь расположены прямо по «красным линиям» и вплотную примыкают к жилым домам. Глава НИиПИ Генплана считает такие объемы предельно возможными и то, только в том случае, если они будут обеспечены с точки зрения градостроительства. В частности, речь идет о строительстве двух новых станций метро и развитии улично-дорожной сети, дублирующей Ленинградку. Авторы согласились с этим и отметили, что проект, по их мнению, может состояться лишь в том случае, если будет построен соответствующий участок Четвертого транспортного кольца.

Некоторых членов совета смутила также периметральная застройка жилых кварталов, которая, по мнению Святослава Миндрула, была бы уместна лет 30 назад, но не сегодня. Кроме того, градостроитель рекомендовал добавить в проект планировочный центр, акцентированный, например, с помощью монумента. Михаил Посохин согласился со всеми выступавшими и утвердил проект с учетом замечаний НИиПИ Генплана.
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект». Авторы арх. Пальцев В.Ф., Айгунян Н.Э., Бусалова С.А., Катаева А.В., Пальцева В.Я., Пальцева М.А. констр. Прошин М.В.
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект». Авторы арх. Пальцев В.Ф., Айгунян Н.Э., Бусалова С.А., Катаева А.В., Пальцева В.Я., Пальцева М.А. констр. Прошин М.В.
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект».
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект».
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект».
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект».
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект».
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект».
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект».
Многофункциональный жилой комплекс на Карамышевской набережной. пр.пр. 2062. ООО «Новый проект».
Проект планировки территории между Ленинградским проспектом и Центральным аэродромом им М.В. Фрунзе. ГУП «ГлавАПУ». Арх. Чаадаев В.В., Хаустов Н.М., Германова Г.П., Фомин С.Н., Жаркова Т.В., Абрамова Л .И., Скрипкина Е.А., Парфенов М.А.
Проект планировки территории между Ленинградским проспектом и Центральным аэродромом им М.В. Фрунзе. ГУП «ГлавАПУ». Арх. Чаадаев В.В., Хаустов Н.М., Германова Г.П., Фомин С.Н., Жаркова Т.В., Абрамова Л .И., Скрипкина Е.А., Парфенов М.А.
Проект планировки территории между Ленинградским проспектом и Центральным аэродромом им М.В. Фрунзе. ГУП «ГлавАПУ».
Проект планировки территории между Ленинградским проспектом и Центральным аэродромом им М.В. Фрунзе. ГУП «ГлавАПУ».
Проект планировки территории между Ленинградским проспектом и Центральным аэродромом им М.В. Фрунзе. ГУП «ГлавАПУ».
Проект планировки территории между Ленинградским проспектом и Центральным аэродромом им М.В. Фрунзе. ГУП «ГлавАПУ».
Проект планировки территории между Ленинградским проспектом и Центральным аэродромом им М.В. Фрунзе. ГУП «ГлавАПУ».
Проект планировки территории между Ленинградским проспектом и Центральным аэродромом им М.В. Фрунзе. ГУП «ГлавАПУ».