Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.08.2010

«Триумфальный» выход из положения

Наталья Коряковская

В последние две недели архитектурное сообщество оживилось рядом значительных, но по большей части негативных известий, главные из которых – это закрытие на реконструкцию Триумфальной площади и слухи об упразднении Росохранкультуры. Немного сгладило настроения ожидаемое открытие Венецианской архитектурной биеннале, к которой ныне приковано основное внимание архитекторов. Об этом – в новом обзоре прессы.

XII Венецанская биеннале. Фото Юлии Тарабариной
XII Венецанская биеннале. Фото Юлии Тарабариной
Слухи о ликвидации Росохранкультуры достигли прессы после того, как министр культуры Авдеев обратился к премьер-министру Путину с письмом, в котором он предложил передать функции этого , ведомства, созданного для охраны наследия сравнительно недавно, непосредственно Минкульту. Премьер согласился и дал распоряжение подготовить проект соответствующего указа, сообщают «Коммерсант» и «Ведомости». Вероятной причиной упразднения Росохранкультуры эти издания, а также их иностранные коллеги из Eurasia Review называют его сопротивление строительству Охта-центра. «Независимая газета», однако, считает более острой поднятую Росохранкультурой проблему авторских прав. 

Как бы то ни было, ликвидация или реформирование системы охраны памятников еще больше ее дезорганизует – цитирует руководителя «Архнадзора» Константина Михайлова газета «Новые известия».

Новым ударом для защитников исторической Москвы стало закрытие на реконструкцию со строительством подземного паркинга Триумфальной площади. Не исключено, что она станет третьим долгострем в рамках проекта «Большая Ленинградка» после Пушкинской площади и площади Белорусского вокзала. «Коммерсант» и «Ведомости» считают парковку лишь предлогом для борьбы с несистемной оппозицией – поставив на днях забор, мэрия уже прекратила прием заявок на проведение митингов на Триумфальной. Со строительством же, по-видимому, никто не собирается торопиться, тем более что проекта реконструкции, похоже, нет – как пишет «Время новостей», сначала предполагается провести на площади археологические раскопки.

В продолжение темы наследия можно отметить большое интервью Рустама Рахматуллина «Частному корреспонденту»,  в котором известный градозащитник, вспоминая недавний снос усадьбы на улице Бахрушина, объясняет, как под предлогом регенерации исторической среды в центре города уничтожают ценную застройку. 

Все эти печальные события не отвлекли внимание архитектурного цеха от главного события года – Венецианской биеннале. Перед открытием фестиваля СМИ обсуждали, главным образом, концепцию экспозиции Российского павильона. Один из кураторов этой экспозиции Григорий Ревзин в день открытия павильона опубликовал в «Коммерсанте» статью с подробным описанием выставки. Еще одна статья появилась в «Ведомостях».

Несмотря на отпускной сезон, выставочная деятельность в августе была довольно активной. Так, «Коммерсант» написал о двух значимых экспозициях – ретроспективу Эль Лисицкого в голландском музее Van Aabbemuseum, в котором хранится обширная коллекция его графики знаменитого авангардиста, и выставку к 250-летию петербургского классика Андрея Воронихина в Строгановском дворце.

Сразу несколько новостей пришло за две прошедшие недели с реставрационного фронта и главная из них – возобновление комплексной научной реставрации печально известного дома-коммуны на Новинском бульваре, о котором мы упоминали в предыдущем обзоре. Об этом заявила инвестиционная группа «КоперниК», владеющая большей частью дома. Газета «Время новостей» разместила у себя интервью Сергея Хачатурова с автором проекта реставрации Алексеем Гинзбургом. В нескольких квартирах дома, который давно пребывает в аварийном состоянии, продолжают жить люди; некоторые другие квартиры арендуют художники. Иностранные СМИ, однако, довольно скептично отнеслись к намерению спасти знаменитый памятник, привыкнув видеть в Москве обратное. Такой вывод можно сделать из статьи, опубликованной недавно в The Guardian.

С мертвой точки сдвинулась реставрация еще одного известного ансамбля – усадьбы Останкино. Мэр пообещал окончить ее уже к сентябрю 2011 года, для чего из музея во вновь построенное фондохранилище будут перенесены свыше 20 тыс. экспонатов, выставлявшихся там на протяжении 200 лет – пишут «Новые известия» и «Российская газета». Тем временем губернатор Валентина Матвиенко, посетив реставраторов Ораниенбаума, осталась недовольна затянувшимися работами, но пообещала прибавить бюджет – сообщила «Фонтантка».

Реставрацией в кавычках можно назвать и начавшиеся работы на Храме Христа Спасителя, о которых с сарказмом пишет сайт движения «Архнадзор». Спустя 10 лет после постройки скульптор Церетели продолжает украшать фасады здания бронзовыми барельефами, «улучшая» творения Тона, Клодта и Сурикова собственными добавлениями. Автора не смущает ни то, что традиционные московские храмы вообще не использования бронзовую скульптуру на фасадах, ни то, что сохранились подлинные белокаменные горельефы.

Напоследок отметим еще три любопытных статьи по разным темам, появившиеся за последние две недели. Одна из них написана архитектором Никитой Токаревым для «Ведомостей» и посвящена последствиям недавно окончившейся борьбы с пожарами. Речь идет о жилье для погорельцев, которое власти обещают отстроить в кратчайшие сроки. Поскольку восстанавливать избушки с удобствами во дворе абсурд, встает вопрос, какими будут новые дома…

Событием для питерских архитекторов стал приезд мировой знаменитости Эрика ван Эгераата, который на местном градсовете лично представил свой новый проект элитного жилого дома напротив Новой Голландии, на месте появившегося там в 2009 году хостела Graffiti. Эгераат недавно выиграл конкурс на реконструкцию московского стадиона Динамо, и питерские коллеги, желая не отставать, одобрили проект, сообщает ЗАКС.ру.

Тему иностранцев в России продолжает статья Григория Ревзина в «Коммерсанте» про судьбу иннограда в Сколкове. Поводом послужило то, что на днях истек срок подачи заявок для участия в конкурсе на проектирование города, где участвовали исключительно зарубежные компании. Однако при ближайшем рассмотрении соревнование показалось автору не более чем условностью.