Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.12.2009

Первый год «Архнадзора»

Наталья Коряковская

Вчера в РИА Новости общественное движение «Архнадзор» провело пресс конференцию, посвященную итогам первого года своей работы. Самым важным результатом его деятельности, бесспорно, следует признать тот общественный резонанс, который движение вызвало по отношению к сфере охраны наследия. Фактически, «Архнадзор» – первая организация, которая смогла перевести спасение памятников архитектуры от голословных рассуждений к активным и регулярным действиям.

Пресс-конференция «Архнадзора» в РИА Новости
Пресс-конференция «Архнадзора» в РИА Новости
Негативная общественная реакция на незаконный снос объектов истории и культуры и их варварскую реконструкцию, конечно, существовала и раньше, эпизодически выплескиваясь то в СМИ, то в виде открытых писем власти. Однако это были разрозненные, «точечные» удары, и именно «Архнадзору» удалось превратить их в массированную атаку, спровоцировав целую волну публикаций, пикетов и прочих акций протеста. Наиболее важным итогом года представляется то, что эта волна, наконец, докатилась до властных структур – Москомнаследие не просто стало жестче обозначать свою позицию по отношению к манипуляциям с охранным законодательством, но даже подало в суд на нескольких инвесторов. Одним из поводов для громкого разбирательства стала надстройка «Дома Пастернака» в Оружейном переулке, другим – изъятие у собственника «Дома Орлова-Денисова» на Большой Лубянке. Сам московский мэр в 2009-м году, помнится, пригрозил уголовной ответственностью за порчу наследия, а слово «новодел» в лексиконе чиновников наконец-то превратилось в ругательство.

Самой успешной кампанией года в защиту наследия, пожалуй, можно считать акции по спасению церкви Воскресения в в Кадашах. Напомним, что непосредственно рядом с храмом город собирался возвести офисно-жилой комплекс «Пять столиц», габариты которого были таковы, что памятник неизбежно оказался бы застроен с трех сторон массивными зданиями, а видовые панорамы Замоскворечья были бы безнадежно искажены. Протесты общественности активно поддержало Москомнаследие, и в результате от первоначального варианта угрожающего памятнику проекта власти Москвы отказались. Чиновники даже признали, что распоряжение Правительства Москвы, разрешающее это строительство, было выпущено с нарушением закона. Правда, инвестор, опираясь на ряд других постановлений, успел «зачистить» от исторической застройки всю окружающую храм территорию, чем сделал невозможным включение этого памятника в список ЮНЕСКО. Этот последний факт красноречиво говорит о том, насколько несовершенна действующая сегодня система охраны наследия.

Впрочем, Кадаши – не единственный пример в целом благополучного разрешения конфликта между инвесторами и защитниками подлинной старины. Так, московский мэр в этом году распорядился законсервировать дом архитектурной школы знаменитого зодчего Матвея Казакова (угол Большого и Малого Златоустинских переулков). Охранный статус получили и палаты Пафнутьева-Боровского монастыря, фрагмент которых еще в советское время был передвинут и тем самым спасен от разрушения Петром Барановским. А вот палаты Зиновьевых в Большом Афанасьевском переулке, к сожалению, продолжают оставаться заложником неопределенного имущественного положения и стоят в руинах.

Но, наверно, самым серьезным достижением «Архнадзора» являются даже не локальные кампании по спасению тех или иных объектов наследия, но способность и готовность движения вести диалог с властью на законодательном уровне. В течение года «Архнадзор» активно участвовал в заседаниях Мосгордумы и Общественной палаты РФ. Директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко даже назвал «Архнадзор» «непримиримой и высококвалифицированной оппозицией». В подтверждение этому движение подключилось к корректировке скандального проекта Актуализированного генерального плана развития Москвы до 2020 года. В общей сложности «Архнадзор» подал депутатам Мосгордумы около 230 поправок к этому градостроительному документу. Главный недостаток генплана, по мнению активистов движения, заключается в том, что он полностью игнорирует около тысячи московских вновь выявленных памятников, т.е. тех объектов, по которым есть экспертное заключение комиссии Москомнаследия, но еще нет постановлений Правительства Москвы, и еще более 1500 заявленных, т.е. тех, которые еще вообще не обладают охранным статусом. В сумме это треть всего массива столичных объектов культуры! Власти пошли «Архнадзору» навстречу и приняли поправку о том, что все вновь выявленные памятники автоматически учитываются в т.н. зонах реорганизации. Но, к сожалению, этого недостаточно: во-первых, получается, что памятники охраняются лишь в контурах самих зданий, тогда как их территории фактически беззащитны, а во-вторых, интересы 1500 заявленных объектов генпланом по-прежнему никак не учтены.

Сам факт, что так много исторически ценных зданий по сей день «болтаются» без статуса, красноречиво свидетельствует о многолетней запущенности дела учета объектов наследия. И лишь теперь Москомнаследие на волне всеобщего интереса к памятникам удосужилось, как на пресс-конференции выразился Константин Михайлов, «начать разгребать свои авгиевы конюшни». С лета 2009 года комитету в этом помогает Комиссия первого заместителя мэра Владимира Ресина. За четыре заседания она рассмотрела несколько сотен памятников, в большинстве случаев подтвердив их охранный статус.

Впрочем, случалось и обратное: нередко, работая со списком вновь выявленных памятников, по которым априори уже имеются заключения экспертов Москомнаследия, комиссия во главе с Ресиным безосновательно оставляла объекты вообще без статуса, либо присваивала им звание «ценного объекта градостроительной среды». Звучит, конечно, красиво, но юридически ничего не значит, и если что и угадывается за такими решениями, то, как правило, упорный инвестор и уже разработанный проект реконструкции со сносом. Не секрет, что нередко таким сюжетам в Москве также предшествуют пожары. Таких «погорельцев» в 2009 году в столице было несколько. Это и дом Быкова Льва Кекушева, и сгоревший буквально на прошлой неделе дом, в основе которого были двухэтажные палаты Гурьевых XVII века. Лишилась статуса и уже давно пострадавшая от пожара типография Эля Лисицкого, единственный реализованный проект этого архитектора. Наконец, совсем уж вопиющим, по мнению членов «Архнадзора», стало исключение из списка т.н. Расстрельного дома на Никольской, где располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР, отправившая на казнь около 30 тысяч заключенных, а в конце 1990-х планировалось создать музей военных репрессий.

Горькой утратой года «Архнадзор» считает и усадьбу Шаховских, реконструированную под новую сцену «Геликон-Оперы». От этого объекта Росохранкультура отказалась, сославшись на опечатку в адресе памятника. Но прокуратора признала иск «Архнадзора» правомерным, и возможно, уголовное дело по факту уничтожения памятника XVIII-XIX веков все-таки будет возбуждено. Второй большой потерей года теперь уже почти наверняка можно считать здание Детского мира. Сейчас оно принадлежит банку «ВТБ», и его представители никак не реагируют на доводы защитников наследия. На письмо за подписью ректора МАрхИ Дмитрия Швидковского и других уважаемых архитекторов ответа так и не последовало. А сделанные несколько дней назад фотографии свидетельствуют, что внутри рабочие продолжают уничтожать интерьеры универмага, выламывая мраморные балюстрады и металлические торшеры, причем делают это в полном соответствии с законом, так как предметом охраны в данном случае являются лишь внешние стены объекта, да и то без обязательного сохранения исходных материалов.

На пресс-конференции, посвященной итогам первого года работы «Архнадзора», много говорилось о том, что отечественное охранное законодательство, конечно, имеет массу лакун, но еще большие бреши обнаруживаются в том, как ценность подлинной исторической среды воспринимается обществом в целом и «хозяйствующими субъектами» в частности. Именно поэтому протестная деятельность «Архнадзора» ведется рука об руку с просветительской. Специальная секция внутри движения занимается творческими проектами, среди которых достаточно вспомнить пресс-экскурсию Рустама Рахматуллина по полузакрытым объектам Никольской улицы, дворовые концерты у стен Синодального дома и на Рождественском бульваре, музеефикацию улицы Бахрушина, для домов-экспонатов которой «Архнадзор» изготовил соответствующие таблички. Также движение возрождает полузабытую традицию гуляний на московских бульварах – карнавальных «шаталищ», возвращающих город его жителям. А в начале декабря «Архнадзор» открыл свой клуб в стенах Тургеневской библиотеки-читальни и таким образом поставил свою просветительскую деятельность «на поток». Впрочем, это не значит, что движение перестало чутко следить за тем, что происходит на улицах Москвы. В частности, «Архнадзор» ведет регулярный мониторинг состояния как памятников, так и объектов, достойных этого статуса. Всего за 2009 год движению удалось отстоять 25 адресов уже отселенных домов из «сносного списка». Иногда дело идет на минуты. Так, благодаря одному из волонтеров, который добровольно ежедневно инспектирует ряд центральных улиц города, удалось буквально за руки остановить рабочих, намеревавшихся разрушить интерьеры знаменитого «Дома с кариатидами» в Печатниковом переулке. В общем, добровольная ответственная охрана памятников продолжается, и, к сожалению, скорее всего, работа у «Архнадзора» будет еще очень долго.
Палаты Гурьева. Потаповский, 6. Фото с сайта «Архнадзор».
Палаты Гурьева. Потаповский, 6. Фото с сайта «Архнадзор».
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
Детский мир. Интерьеры. Фото предоставлено движением «Архнадзор»
«Расстрельный дом», Никольская, 23. Фото с сайта «Архнадзор».
«Расстрельный дом», Никольская, 23. Фото с сайта «Архнадзор».
Палаты Зиновьевых, Большой Афанасьевский переулок, 24. Фото с сайта «Архнадзор».
Палаты Зиновьевых, Большой Афанасьевский переулок, 24. Фото с сайта «Архнадзор».
18 апреля 2009, улица Бахрушина: выставка-экскурсия “Московские истории”. Фото с сайта «Архнадзор».
18 апреля 2009, улица Бахрушина: выставка-экскурсия “Московские истории”. Фото с сайта «Архнадзор».
Пикет в защиту Дома Быкова. Фото с сайта «Архнадзор».
Пикет в защиту Дома Быкова. Фото с сайта «Архнадзор».
16 июля 2009, Рождественский бульвар: Московское шаталище, торжественная презентация КРЦ “Навозный жук”.  Фото с сайта «Архнадзор».
16 июля 2009, Рождественский бульвар: Московское шаталище, торжественная презентация КРЦ “Навозный жук”. Фото с сайта «Архнадзор».
17 мая 2009, Кисловский переулок: акция в защиту дома Синодальных певчих. Фото с сайта «Архнадзор».
17 мая 2009, Кисловский переулок: акция в защиту дома Синодальных певчих. Фото с сайта «Архнадзор».
16 октября 2009, Никольская улица: наш День Первопечатника, экскурсия для прессы. Фото с сайта «Архнадзор».
16 октября 2009, Никольская улица: наш День Первопечатника, экскурсия для прессы. Фото с сайта «Архнадзор».