Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.11.2009

Победила японская сдержанность

Наталья Коряковская

26 ноября в Государственном музее А.С. Пушкина прошла церемония награждения лауреатов «Архитектурной Премии» и студенческого конкурса «Дом для звезды». Лучшим зданием года, по версии «Архипа», на этот раз оказался Спортивный и спасательный центр в г. Мики японца Шухеи Эндо. Экологичный, экономичный и внешне довольно скромный объект, он являет собой воплощение основных качеств «антикризисной» архитектуры.

Фото Натальи Коряковской
Фото Натальи Коряковской
С тех пор, как медиа-холдинг РБК перекупил учредителя «Архипа» издательский дом «Салон-пресс», премия из сугубо дизайнерской награды начала эволюционировать в полноценный архитектурный фестиваль. Так, в прошлом году награждение было приурочено к «Русскому дню архитектуры» и сопровождалось конференцией и лекциями зарубежных спикеров, а сама премия обрела новую номинацию по архитектуре. Однако столь же успешно «фестивалить» и в этом году у «Архипа» не получилось – мероприятие хоть и продолжает позиционировать себя как главное архитектурное событие года, но фактически вернулось к тому, с чего когда-то начиналось.

Во-первых, продолжающийся экономический кризис лишил «Архипа» обширной программы – это вновь только премия, вручаемая в четырех номинациях, и студенческий конкурс «Дом для звезды». Во-вторых, из числа номинантов исчезли «звезды», придававшие ее более-менее солидный вид в контексте мировых архитектурных событий. На прошлогодней выставке номинатов, к примеру, можно было встретить проекты Клаудио Сильвестрина и Стивена Холла, а вот в 2009-м – ровным счетом ни одного громкого имени. Заметно скромнее стала и сама церемония. Стараясь не замечать кризиса и держать марку, организаторы вроде бы провели все по привычной схеме: выставка номинантов – церемония в стиле «шоу» – банкет. Однако по-настоящему интересной шоу-программы не получилось, а банкет, проводимый в крытом дворике Государственного музея А.С.Пушкина на Пречистенке, публике больше знакомого как студия телешоу «Культурная революция», выглядел там не совсем уместным.

Создалось ощущение, что кризисное настроение предопределило и главный выбор жюри – лучшей постройкой года был назван внешне очень неброский, но инновационный спортивный центр, возведенный в японском городе Мики по проекту архитектора Шухеи Эндо. Эндо, конечно, не столь значимая величина, как норвежское бюро Снохетта, получившее главного «Архипа» в прошлом году, но его диковинные проекты-исследования со странными названиями вроде «крышетектура» (rooftecture) или «медленнотектура» (slowtecture), неплохо известны в России. Кстати, соперниками японского архитектора были очень сильные проекты, такие, например, как «Фьюжн_парк» Владимира Плоткина или Поэтический центр Аризонского университета Леса Уоллаха. Номинантов оценивали международные эксперты из 26 стран, и, видимо, именно зеленое сооружение Шухея Эндо оказалось воплощением той золотой середины, которая устроила абсолютно всех.

Спортивный центр в Мики – пример т.н. «пузыретектуры» (bubbletecture), еще одного ноу-хау Эндо. Овальное в плане здание действительно больше всего напоминает гигантский пузырь, врытый в землю, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что оно составлено из пузырей меньшего размера и различного функционального назначения. Так, желтый пузырь, аккуратно пристроившийся перед рукотворным холмом, – это входная группа здания, а сетчатые пузыри-линзы на его кровле – световые фонари.

С точки зрения архитектурно-планировочных приемов одним из основных соперников Шухея Эндо в конкурсе был проект латвийского архитектора Андриса Кронбергса, который свою типографию «Британия» также врыл в землю и сделал частью ландшафта. Правда, если у японца зеленый холм создает гуманную и даже какую-то игровую визуальную среду, то латвийская типография давит северной строгостью и сходством с режимным объектом за колючей проволокой. Вообще отметим, что в этом году география премии в смысле зарубежных проектов отчетливо сместилась в  сторону прибалтийских стран, тогда как работ бюро из центральной Европы представлено практически не было. И в этом при желании тоже можно усмотреть пагубное влияние кризиса – с прибалтийскими бюро у «Салон-пресс» налажены давние творческие контакты, тогда как в поиски номинантов из Старого света пришлось бы вложить немалые средства.

Кстати, именно архитектор из Прибалтики, а именно Зане Тетере из Латвии получила премию в номинации «жилой дом/ новаторство» – за очень голландский по духу объект, образованный двумя обшитыми деревом контейнерами с остекленными торцами и центральной перегородкой. Любопытно, что соответствующим традиции в этой номинации был признан ничуть не менее модернистский дом архитектора Петра Костелова, построенный в Тверской области. Традиционным в этом коттедже можно признать разве что материал – дерево, из которого созданы необычные решетчатые панели, служащие дому и ставнями, и жалюзи, и стенами.

Вообще, не взяв главный приз, российские архитекторы вместо этого стали победителям во многих интерьерных номинациях. Так, за лучший общественный интерьер премию получил Сергей Чобан с проектом Еврейского культурного центра в Берлине – пространства, строгий и почти сакральный образ которого создается самыми минимальными средствами, например, деревянными стеновыми панелями, длинными узкими бра, напоминающими щелевидные окошки храма, и центральным круглым светильником – своеобразным «окулюсом». За новаторство в этой номинации был награжден Олег Попов за интерьер Делового дома «Знаменка» в Москве, больше напоминающего галерею актуального искусства с огромными панно абстрактной графики в фойе. Награду за лучший традиционалистский интерьер квартиры получил берлинский объект Нины Прудниковой и Павла Бурмакина, а за новаторский – деконструктивистская квартира в Лос-Анжелесе американца Питера Зеллнера.

Так называемый «Приз общественного совета», т.е. непрофессионального жюри, удостоился бравый интерьер ресторана «Гусар», вход в который оформлен триумфальной аркой, а основной зал – фрагментом ротонды и внушительным панно из сабель русского воинства. В этом проекте не так удивительна приглянувшаяся публике стилистика, сколько коллектив авторов, работавших в ней. В числе создателей «Гусара» – именитые Сергей Бархин и Дмитрий Пшеничников, а также главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Как тут не согласиться с Сергеем Скуратовым, который, вручая «Архипа» Шухеи Эндо, сказал, что творчество любого архитектора начинается с интерьера и интерьером заканчивается.

В студенческом конкурсе «Дом для звезды» наиболее продуктивной оказалась тема жилища для Михаэля Шумахера. Знаменитый гонщик вдохновил на победу сразу две команды – обладателей первого места Павла Пришина и Шамсудина Керимова и второго места – Альберта Багдасаряна. В обоих случаях дом спортсмена трактовался как мобильное сооружение, с тем чтобы Шумахер при желании мог совершать заезды хоть все 24 часа в сутки. Третью премию в этом конкурсе получила Наталья Губина за дом для футболиста Андрея Аршавина. А специальный приз жюри присудило авторам глубоко метафорического проекта дома для Барака Обамы Валерии Пестеревой и Романа Ковенского.
Премия в номинации «Здание/ сооружение». Шухеи Эндо. Спортивный и спасательный центр в Мики (Япония)
Премия в номинации «Здание/ сооружение». Шухеи Эндо. Спортивный и спасательный центр в Мики (Япония)
Премия в номинации «Здание/ сооружение». Шухеи Эндо. Спортивный и спасательный центр в Мики (Япония)
Премия в номинации «Здание/ сооружение». Шухеи Эндо. Спортивный и спасательный центр в Мики (Япония)
Андрис Кронбергс. Типография «Британия». Латвия
Андрис Кронбергс. Типография «Британия». Латвия
Премия «Индивидуальный жилой дом/ новаторство». Зана Тетере. Жилой дом в Риге.
Премия «Индивидуальный жилой дом/ новаторство». Зана Тетере. Жилой дом в Риге.
Премия «Индивидуальный жилой дом/ традиции». Петр Костелов. Жилой дом в Тверской области.
Премия «Индивидуальный жилой дом/ традиции». Петр Костелов. Жилой дом в Тверской области.
Игорь Гремицкий. Жилой дом в Ленинградской области
Игорь Гремицкий. Жилой дом в Ленинградской области
Приз общественного совета. Александр Кузьмин, Сергей Бархин, Дмитрий Пшеничников. Ресторан «Гусар».
Приз общественного совета. Александр Кузьмин, Сергей Бархин, Дмитрий Пшеничников. Ресторан «Гусар».
Премия «Жилой интерьер/ новаторство». Питер Зеллнер. Интерьер квартиры в Лос-Анжелесе.
Премия «Жилой интерьер/ новаторство». Питер Зеллнер. Интерьер квартиры в Лос-Анжелесе.
Премия «Жилой интерьер/ традиции». Нина Прудникова и Павел Бурмакин. Интерьер квартиры в Берлине
Премия «Жилой интерьер/ традиции». Нина Прудникова и Павел Бурмакин. Интерьер квартиры в Берлине
Александр Розенберг. Офис киностудии «Союзмультфильм»
Александр Розенберг. Офис киностудии «Союзмультфильм»
Премия «Общественный интерьер/ традиция». Сергей Чобан. Еврейский культурный центр в Берлине
Премия «Общественный интерьер/ традиция». Сергей Чобан. Еврейский культурный центр в Берлине
Премия "Общественный интерьер/ новаторство«. Олег Попов. Деловой дом »Знаменка" в Москве
Премия "Общественный интерьер/ новаторство«. Олег Попов. Деловой дом »Знаменка" в Москве
Премия "Общественный интерьер/ новаторство«. Олег Попов. Деловой дом »Знаменка" в Москве
Премия "Общественный интерьер/ новаторство«. Олег Попов. Деловой дом »Знаменка" в Москве
1 место. Конкурс «Дом для звезды». Дом Михаэля Шумахера. Павел Пришин и Шамсудин Керимов. Изображение предоставлено авторами.
1 место. Конкурс «Дом для звезды». Дом Михаэля Шумахера. Павел Пришин и Шамсудин Керимов. Изображение предоставлено авторами.
2 место. Конкурс «Дом для звезды». Дом Михаэля Шумахера. Альберт Багдасарян
2 место. Конкурс «Дом для звезды». Дом Михаэля Шумахера. Альберт Багдасарян
Спецприз. Конкурс «Дом для звезды». Дом для Барака Обамы. Валерия Пестерева и Роман Ковенский. Изображение предоставлено авторами.
Спецприз. Конкурс «Дом для звезды». Дом для Барака Обамы. Валерия Пестерева и Роман Ковенский. Изображение предоставлено авторами.
Конкурс «Дом для звезды». Дом для Барака Обамы. Олег Селиванов
Конкурс «Дом для звезды». Дом для Барака Обамы. Олег Селиванов