С. Труханов, С. Бурмистрова, А. Стружкин, В. Козельский, А. Елхимов, Д. Батанов, С. Турк, А. Левин, Е. Филатова
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Владивосток интенсивно строится и обновляется, и ЖК «Философия» – не первый проект Сергея Труханова в этом городе. Как и не первый для T+T Architects опыт организации того, что называют комфортной городской средой, на сложном рельефе и – по всем архитектурно-градостроительным параметрам: начиная от малого масштаба, как-то бульвар и благоустройство, магазинов в первых этажах и арт-объектов в пространстве пешехода, и заканчивая крупным – силуэтом, разновысотностью, режиссурой пауз, равновесием доминант и малых объемов, балансом связности и дискретности, так же как и разнообразием фасадов.
Все это в проекте есть, но начнем с места. Район под названием «Голубиная падь» – один из старейших в городе и расположен недалеко, в километре, от исторического центра, немного, всего на 40 метров, выше него. Его активно обновляют: район ждет «комплексная реновация», но уже сейчас среди промзон и малоэтажки, построено несколько новых, но довольно разномастных 25-этажных жилых башен.
ЖК «Философия» расположен в очень выгодном видовом месте – на развилке дорог, идущих от вантового моста, переброшенного 2008–2012 годах через залив Золотой рог. Сам мост красив, виды на него и на залив феерические, – панорамы окрестностей сами по себе многое дают будущему комплексу.
Взгляд со стороны трассы в проекте тоже учтен: и для раскрытия видов, и для постепенного нарастания масс, комплекс выстроен от объемов меньшего роста со стороны залива – к башням в северной части. Он выстраивает планы, как на японской картине, и «предъявляет» себя городу как композицию, вертикалей и горизонталей, стен и башен.
Все дома разные. Две 23-26-этажные башни – темно-терракотовая и почти белая – разнесены по ключевым углам как две скалы из известного античного мифа. Белая повыше, ближе к модернистским прообразам, ее верх прорисован крупными ступенями террас. Зато терракотовая – в большей мере тяготеющая в аллюзиям из кирпичного прома, – пластичнее за счет кирпичных балконов в нижней части последовательному оптическому «складыванию» углов – в верхней.
Две доминанты задают главные темы: белую и терракотовую.
Между ними поставлены 10-этажные дома-башни, сейчас их называют «урбан-виллами», хотя формат напоминает девятиэтажки 1970-х – а почему нет? в них были найдены ответы на многие вопросы. Маленькие башни совершают «рокировку» по цвету и держат северный край.
Они – пропилеи, между ними – пилонада ворот входа, очень классичное решение. Рядом, по сторонам, их ритму вторят въезды в подземную парковку.
Еще к терракотовой башне пристыкован протяженный двухсекционный дом каскадной формы, то есть с регулярно организованными «выгрызами» террас на углах и в месте соединения, пластинчатым торцом и пирамидально-ступенчатым контуром входного лобби.
Он замыкает комплекс с востока, придает всей композиции характер замкнутого не полностью, но квартала, и защищает от ветра в гор.
Третья тема касается центральной башни и южного 5-7-этажного дома. Их фасады уже не кирпичные, а металлизированные, граненые – в общем контексте самые эффектные, не возникает сомнений, что, хотя высотные доминанты заметнее издали и определяют, как два полюса, общий строй, – эти серебристые дома визуально важнее и ценнее.
Но интересно не это. Южный дом не только, благодаря своей несколько меньшей высоте, открывает соседям виды на залив, – а он еще и галерейной типологии.
Сколько за последние 20 лет в столицах было сломано дискуссионных копий о тему возможности или не-возможности типологических поисков в рамках современных жилых комплексов, жестко определяемых маркетологами. И казалось, что поиски заглохли, придя к неутешительному выводу об оптимальности башен и обычных секционников.
А вот нет же, не заглохли, продолжаются. Вот вам галерейный дом. Во Владивостоке.
Еще любопытнее большая консоль с полированный поверхностью и блестящий же металлический шар как опора под ней – арт-объект, но не произвольный, а сразу интегрированный в архитектурное решение и «работающий» как функциональная опора. Несомненно, заметный акцент.
Опора-шар и северные пропилеи представляют комплекс городу, но уже не как силуэт или композицию объемов, а – непосредственно, как новую его часть.
Участок – трапециевидный, близкий к квадрату. И по нему проходит публичный сервитут, Т-образный в плане, продольно центральной оси с запада на восток, плюс «отросток» в северном направлении. На всякий случай: публичный сервитут означает, что земля принадлежит собственнику, но его права ограничены законом [ст. 23 ЗК РФ], и эта территория не может быть закрыта для общественного использования. Таким образом посреди комплекса, уже исходя их ограничений участка, образуются две соединенные между собой городские улицы – общественное пространство, которое, как известно, очень украшает современные жилые комплексы, привлекая покупателей в магазины и кафе.
При этом, как мы все помним, Владивосток город холмистый или даже гористый, и перепад высот на участке, для города вовсе не радикальный, – 10 метров. Архитекторы используют его для организации внутреннего пространства комплекса, прежде всего для деликатного разделения публичных и приватных пространств. На стилобатах появляются дворы, в одном месте они соединены мостиком, переброшенным через общественную улицу, – современный вариант «столичного» подхода к разделению потоков внутри жилого комплекса, хотя бы потому, что в Москве такой подход был использован уже не единожды, что позволяет считать его современным трендом. ***
Завершить строительство первой очереди комплекса, включающей в себя детский сад, ГК ФСК обещает к III кварталу 2026 года.