Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.05.2024

Капли воды

Юлия Тарабарина
Объект:
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением
Адрес:
Россия, Омск.
Мастерская:
dot.bureau
Авторский коллектив:
dot.bureau
Руководитель проекта: Надежда Чадович, Алексей Чадович. Старший архитектор: Екатерина Яковлева. Архитекторы: Евгения Дробина, Наталья Морозова, Екатерина Суслова, Филипп Севостьянов. Менеджер: Ульяна Сиволожская. Графический дизайнер: Данил Барашков. Визуализатор: Бек Медербеков

saccade.team
Микита Хадлевски, Екатерина Карайсенлы, Валерия Кузнецова, Антон Насекин 

Студия VLSKV
Денис Волосков

Блестящие диски, грибовидные колонны, текучесть круглящихся форм – dot.bureau в конкурсном проекте для аэропорта Омска трактуют здание терминала как своего рода «водоворот», погружающий пассажира в метафору разных форм воды, от льда до пара через капли на воде.

В апреле мы опубликовали, один за другим, 11 проектов конкурса на аэропорт города Омска, и тут обнаружили двенадцатый – от консорциума dot-bureau, saccade.team и студии VLSKV. 

Напомним, финалистов и, соответственно, проектов было 14, 7 вышло в полуфинал и обсуждалось на градсовете, потом отобрали 4, потом, по результатам народного голосования, победил проект бюро ХВОЯ. 

Проект dot.bureau – из тех, кто не дошел до полуфинала, впрочем, это мало что значит, поскольку почти все проекты этого конкурса были интересными, конкурс получился амбициозным, дал целый набор решений разного масштаба, смелости и реализуемости. 

Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Вид на здание аэропорта из парка
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Вид на здание аэропорта из парка
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV

Авторы взяли за основу планировки самый распространенный вариант – прямоугольник сдержанных пропорций, и «скрестили» его с набором кругов, которые должны были бы быть видны с подлетающих самолетов как гипертрофированные «круги на воде». «Капли» образовали группу крупных грибовидных зонтиков перед входом: центральный, поставленный по оси, прикрывает зимний сад, вывешенный в уровне второго яруса. Перед ним выступает полукруглый балкон, под ним – уступ полукруглой площади, прикрытый козырьком этого балкона. 
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Вид на здание аэропорта со стороны привокзальной площади © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Вид на здание аэропорта со стороны привокзальной площади
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV

Перед главным фасадом капли-грибы группируются асимметрично и образуют гибкую линию, которая, по словам авторов проекта, вдохновлена изгибами реки Иртыш, но приведена к циркульно-геометрическому порядку через круглую букву «О». Где-то шляпки доходят до верха, где-то круги сливаются в объемы-блины с фасадами из моллированного стекла. 
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV

Собственно расходящиеся, как от капель, круги тут нарисованы с нижней стороны, как часть потолка. Пофантазировав, можно представить себя рыбой, которая наблюдает капли дождя из-под воды – но рыбка должна быть небольшой, так как круги даны в очень большом масштабе. 
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Вид на здание аэропорта со стороны гостиницы © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Вид на здание аэропорта со стороны гостиницы
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV

Важно, что паттерн заходит внутрь – круги продолжаются и там. 
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV

Пожелание видеть самолеты от входа – визуальной проницаемости насквозь – здесь тоже выполнено. 
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Лёд. Зона регистрации
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Лёд. Зона регистрации
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV

Но вернемся наружу. Тут авторы, как и некоторые их коллеги, предлагают устроить перед аэропортом парк, и у него есть две особенности. Во-первых, он трактован как «миниатюрная модель Омской области с уникальными ландшафтными особенностями и разнообразием растительного мира», «от северных таежных лесов и болот до южных степей, через лесостепную зону» – на виде сверху привлекают внимание озерца и красноватый оттенок растительности. Во-вторых, в отличие от коллег, среди которых две команды смело спрятали парковку под землю, у dot. парковка осталась плоскостной, но парк вынесен вперед, расположен перед ней и довольно протяжен. 
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Общий вид со стороны привокзальной площади © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Общий вид со стороны привокзальной площади
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Общий вид с подъездной дороги © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Общий вид с подъездной дороги
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Общий вид со стороны перрона © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Общий вид со стороны перрона
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Вид со стороны перрона © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Вид со стороны перрона
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV

В переходах привлекают внимание V-образные опоры. 

Внутри трехэтажного здания терминала авторы, по их словам, напоминают пассажирам о разных состояниях воды, от льда до пара, предлагая посредством этого намека расслабиться и отдохнуть от дорожной суеты. 

Здесь, в интерьерах, проявляет себя и другая грань идентичности: для оформления зоны выдачи багажа dot. используют местные орнаменты и панели цвета дерева. Мы как будто «выныриваем» из водной стихии в нечто теплое и деревянное, в этакую избу, при том что в других залах абстрактная образность круглящих фигур удерживает пассажира в рамках водной метафоры – ну или просто современной стилистики без прямых отсылок к идентичности. 
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Домашний уют. Зона выдачи багажа © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Домашний уют. Зона выдачи багажа
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Пар. Зона ожидания © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Пар. Зона ожидания
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV

Надо сказать, что когда в конкурсе 14 участников – несложно перебрать все возможные темы для мотивации проектных решений. К примеру, в острогу обратились минимум два участника: KPLN и ЦЛП, к воде ГОРА и рассматриваемый здесь проект dot.bureau, а отчасти, в форме льда, еще и NEFA. тем не менее – даже любопытно наблюдать, как это происходит – при одинаковой контекстной мотивации пластические решения получаются разными. Что позволяет задуматься на тему связи идейных объяснений и архитектурных предложений. Она, определенно, не линейная. 
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Ситуационный план © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Ситуационный план
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Генеральный план © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Генеральный план
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. План на отм. 0.000 © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. План на отм. 0.000
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. План на отм. +6.500 © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. План на отм. +6.500
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. План на отм. +13.000 © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. План на отм. +13.000
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. План на отм. +23.500 © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. План на отм. +23.500
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Главный фасад © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Главный фасад
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Боковой фасад © dot.bureau, saccade.team, VLSKV
Аэропорт Омск-Фёдоровка. Следуя за Омским течением. Боковой фасад
© dot.bureau, saccade.team, VLSKV

В заключение пожелаем, чтобы два проекта, оставшиеся от четырнадцати, тоже нашлись...