Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Во дворе Музея архитектуры открыли объект. Его авторы Сергей Кузнецов и Иван Греков – соавтор главного архитектора Москвы по зданию кластера «Ломоносов», а реализовала объект компания КРОСТ, – она же делала для Кузнецова дом Русское идеальное в Никола-Ленивце.
История возникновения объекта такова. Сергей Кузнецов пришел на выставку Фальконье и у него «загорелись глаза» – было решено сделать арт-объект из восьмигранных стекол, добытых сотрудниками музея в момент их разрушения при ремонте в здании Госархива на Большой Пироговской улице – с чего, собственно, началась история выставки, каталога и даже проекта восстановления технологии Фальконье петербургской фирмой NWGlass.lab. Стекла восьмигранные, из тех, которые были распространены именно в России; часть стекол от окон архива музей принял на хранение, остальные – довольно много, просто хранил, не очень зная, куда деть. Год назад на выставке из них тоже соорудили небольшую инсталляцию: стекла лежали на своде на втором этаже Флигеля Руины.
Вот выставочная инсталляция, а справа кадр из видео, на котором видно, как рабочие крошили кирпичи молотком:
Сейчас в объект Кузнецова, согласно пресс-релизу, включено 348 стеклянных кирпичей. Они вставлены в решетку из нержавейки, чей паттерн определен формой исходных восьмигранников. Решетка представляет собой простой параллелепипед, и днем выглядит скорее как стела, с довольно плотным, хотя и ажурным рисунком, внутри которой что-то загадочно светится. Зато ночью хорошо видно, что из стеклянных кирпичей выложен повторяющий их форму пропорционально увеличенный восьмигранник.
Дневной вид. Объект «Кристалл представления» во дворе Музея архитектуры. Автор Сергей Кузнецов, соавтор Иван Греков, производство компании КРОСТ, 2024
Объект всесторонне медийный: свет переливается в любых режимах, музыка тоже, а еще – в нем установлена камера, и планируется, что он будет реагировать на приближение людей. Словом, он начинен техникой, разве что время не показывает.
Объект «Кристалл представления» во дворе Музея архитектуры. Автор Сергей Кузнецов, соавтор Иван Греков, производство компании КРОСТ, 2024
Выступая на открытии, Сергей Кузнецов сосредоточился на названии объекта, а это цитата из фильма Кин-за-дза. Есть там один момент, в котором ищут некий «Кристалл представления», который оказывается стеклянным кристаллом, который Скрипач ненароком положил в карман.
Вот этот колоритный момент:
По словам главного архитектора Москвы, в фильме артефакт почти не показан, но если бы режиссер Данелия был жив, он бы, как кажется, представил его именно так.
Объект «Кристалл представления» во дворе Музея архитектуры. Автор Сергей Кузнецов, соавтор Иван Греков, производство компании КРОСТ, 2024
Тут можно и согласиться, и поспорить. С одной стороны, богатая технологичная начинка получившегося объекта соответствует сюжету, – с другой, такой Кристалл, который стоит сейчас во дворе музея, сложновато положить в карман.
Так что не получится сказать, как в колоритном отрывке из фильма, – «Скрипач, положи на место!» – объект с полным правом занял центр пространства, он хорошо виден и слышен. Если сравнивать с пресловутым Кристаллом представления, то можно было бы решить, что объект похож на некий «реактор», призванный – не буду говорить «в очередной раз» – перезапустить музей, вдохнуть в него новую жизнь... Ну, пусть так и случится.
Да и в целом есть ощущение, что выставка Фальконье вместе в историей спасения / возрождения стеклянных кирпичей стала для музея какой-то ключевой, как тот кристалл – к ней все время возвращаются мыслями.
Объект «Кристалл представления» во дворе Музея архитектуры. Автор Сергей Кузнецов, соавтор Иван Греков, производство компании КРОСТ, 2024
Еще Сергей Кузнецов на открытии объекта сказал, что пригласил на него узкий круг самых близких друзей, а потом этак вскользь пошутил, что кто не пришел – тот выпал в другой список...
Объект «Кристалл представления» во дворе Музея архитектуры. Автор Сергей Кузнецов, соавтор Иван Греков, производство компании КРОСТ, 2024
В этом свете новоустановленный Кристалл приобретает новый ракурс восприятия и кажется уже похожим на большой фасетчатый глаз. А и кто, правда, знает, какие еще технологии там зашиты? Может он просто реагирует на приближение человека, а может, что-нибудь еще?
Объект «Кристалл представления» во дворе Музея архитектуры. Автор Сергей Кузнецов, соавтор Иван Греков, производство компании КРОСТ, 2024