Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
– Всем известно, что вы – устроитель выставок с немалым стажем. Расскажите, каковы сейчас тренды выставочного рынка?
– Мы проектируем и материализуем выставочные проекты в области культуры: архитектуры, искусства, дизайна и литературы, которые классифицируются иногда как «промышленные» или «коммерческие». Важнейшая их функция – продвижение и реализация товаров и услуг, хотя все наши выставки обладают культурологическими функциями, такими как просветительская, образовательная, исследовательская и даже развлекательная. Да, у наших выставок есть государственные и коммерческие партнеры, но львиную долю бюджета составляют продажи квадратных метров нашим участникам. К сожалению – или к счастью – этим диктуется логика всех процессов в организации таких выставок. К сожалению – потому что мы далеко не свободны в принятии творческих решений, а к счастью, – потому что такая экономика позволила нам делать и развивать наши выставочные проекты в области культуры на протяжении 30 лет.
Сегодня мы наблюдаем бурный рост всей событийной индустрии, на 30% за два последних года. Все наши проекты – не исключение. Причины роста – переформатирование рынков, поиск новых взаимосвязей. А выставки – это один из самых эффективных инструментов такого поиска. Если говорить о трендах, то это поворот на глобальный юг, гибридные онлайн/офлайн форматы, расширение рамочной программы за счет междисциплинарных форматов.
Василий БычковПредоставлено: Экспо-парк Выставочные проекты
– Про что и зачем сейчас делаются архитектурные выставки?
– Не могу сказать про другие архитектурные выставки, но АРХ Москву мы делаем почти 30 лет как один из наших бизнес-проектов. В результате этих прагматических устремлений АРХ Москва стала одной из главных площадок представления качественной архитектуры, продвижения статуса профессии архитектора и архитектуры как великого искусства в сознании общества.
Арх Москва 2023. Панорама выставкиПредоставлено: Экспо-парк Выставочные проекты
– Как правильно организовать пространство проекта с точки зрения дизайна и архитектуры? – Для меня в этом есть два правила. Это установка на «консерватизм» и установка на «новое».
«Консерватизм» необходим с точки зрения бизнес-процессов, «новое» необходимо для культурологической и PR-составляющих. И то, и другое очень важно. Поэтому проектирование очередной АРХ Москвы для меня и для всей большой кураторской команды непростой, но интересный творческий процесс. – Как при помощи архитектуры и дизайна проектировать и программировать впечатления?
– Тут важно понимать, и это наша принципиальная установка, что мы делаем наши проекты для всех. Не только для специалистов, понимающих все «насквозь», но и для самой широкой публики. Поэтому важен визуальный эффект, зрелищность экспозиции. Посетителю должно быть интересно войти. Архитектура выставки должна впечатлять. Еще более значима смысловая насыщенность и глубина экспозиции. Посетителю должно быть интересно остаться. Все прочитать, все посмотреть, все изучить. И дизайн экспозиции должен выражать, подчеркивать, акцентировать ее суть, основные смыслы и задачи. Участники и посетители должны уйти с выставки с чем-то полезным. Впечатления, информация, контакты, контракты. Поэтому очень важно понятное навигационное и пространственное решение: планировка, графический дизайн, навигация.
Арх Москва 2023. Экспозиция «Река архитектурной жизни»Предоставлено: Экспо-парк Выставочные проектыАрх Москва 2023. Открытие выставкиПредоставлено: Экспо-парк Выставочные проектыАрх Москва 2023. Осмотр выставки представителями комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура)Предоставлено: Экспо-парк Выставочные проектыАрх Москва 2022. Завтрак архитектора и девелопераПредоставлено: Экспо-парк Выставочные проекты – Как формировать содержательное наполнение проекта?
– Это самая многосложная и самая интересная часть нашей работы. Тут надо целую статью писать. Поэтому скажу только, что над этим в течение года подготовки работает огромное количество людей. Только у нас в команде 60 человек. Плюс 20 кураторов специальных проектов. Более 300 участников в разных форматах, каждый из которых задействует при подготовке контента какую-то часть своей команды. Более 200 мероприятий на восьми площадках в течение четырех дней. А это значит, что выступят около 1000 спикеров. Более 300 экспозиций, при подготовке которых задействовано множество специалистов. Во время монтажа выставки на площадке работает более 1000 человек. Более 50 СМИ освещают проект. В целом, мы подсчитали с одним из журналистов, над проектом, а значит и над контентом, работает несколько тысяч человек. Сам удивился этой цифре.
– Кто они – посетители вашей выставки?
– Выставка должна быть интересна и полезна всем: профессионалам, СМИ, экспертам, госструктурам, и главное – самому широкому зрителю – потребителю.
– Как устроена обратная связь с аудиторией?
– После каждого проекта мы внимательно слушаем и учитываем все отзывы и критику. О результатах своих усилий судим по количеству участников и посетителей, – а оно ежегодно растет.
|