Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.05.2024

Новая жизнь гиганта

Анна Старостина
Объект:
Терминал паромного сообщения в Риге
Адрес:
Латвия, None, Рига.
Мастерская:
Zaha Hadid Architects

Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.

Вслед за Таллином и Вильнюсом бюро Zaha Hadid Architects приходит и в столицу Латвии: как это ни удивительно, тоже с объектом транспортной инфраструктуры. Руководимая Патриком Шумахером команда выиграла конкурс концепций терминала для судов типа «ро-ро» в Риге. Победный эскизный проект разрабатывался в партнерстве с латвийским бюро Sarma Norde Architects, также местным ландшафтным бюро Alps Landscape и консультантами по транспортным и градостроительным вопросам Sweco Finland. Второе место получило эстонское бюро R-Konsult, а третье досталось американцам Berenblum Busch Architects. Всего на конкурс было подано десять проектов.

Проект терминала паромного сообщения в Риге
Проект терминала паромного сообщения в Риге
© Negativ (Brano Marsalek)

Под новый терминал общей площадью 20 000 м2 планируется реконструировать трехэтажный склад 1960 года постройки. Гигантское прямоугольное в плане здание расположено в бывшей промышленной зоне Андрейсала-Петерсала недалеко от центра, которая уже много лет рассматривается как очень перспективная и ждет планомерной ревитализации. В 2020 склад стал основной площадкой Второй рижской биеннале современного искусства RIBOCA2, а в последние годы используется просто как место хранения контейнеров.
Проект терминала паромного сообщения в Риге
Проект терминала паромного сообщения в Риге
© Negativ (Brano Marsalek)

Территория вокруг склада, уже имеющаяся площадь перед ним и сама набережная будут благоустроены, предусмотрены места отдыха у воды. Будет организован удобный доступ ко всем видами общественного транспорта, оборудованы стоянки такси, туристических автобусов, прокат велосипедов. Существующую мощную конструкцию из железобетона планируется в целом сохранить, но к ней добавится еще один, четвертый уровень, на котором под широким навесом разместятся террасы с кафе и ресторанами, откуда откроются виды на реку Даугава и на исторический центр.
Проект терминала паромного сообщения в Риге
Проект терминала паромного сообщения в Риге
© Negativ (Brano Marsalek)

В новых конструкциях и в отделке будет активно использовано местное дерево, имеющее экологическую сертификацию. Чтобы повысить пропускную способность терминала, потоки пассажиров будут разделены, но и для отбывающих, и для вновь прибывших будет создан трехуровневый зал, сплошное остекление которого защитят от солнца специальные, расположенные под углом ребра из повторно использованного кирпича. Ремесленные традиции Латвии тоже не останутся без внимания, так как солнечные панели на крыше будут сочетаться с керамической черепицей, изготовленной в местных гончарных мастерских. Ну а небольшой изгиб кровли напомнит о волнующейся и бликующей поверхности реки.
Проект терминала паромного сообщения в Риге
Проект терминала паромного сообщения в Риге
© Negativ (Brano Marsalek)

Заказчик проекта, управление Рижского порта, надеется, что строительство нового терминала значительно оживит здесь паромное сообщение, которое за время пандемии практически прекратилось и так и не восстановилось в прежних объемах. Открытие запланировано на 2028, по предварительным расчетам транспортный узел уже в первый год сможет принять до 800 000 пассажиров и обслужит 150 круизных лайнеров, а также 540 грузовых и пассажирских паромов.
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции
Фотография © Yuri Trishkin для Архи.ру
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции Фотография © Yuri Trishkin для Архи.ру
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции
Фотография © Yuri Trishkin для Архи.ру
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции Фотография © Yuri Trishkin для Архи.ру
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции
Фотография © Yuri Trishkin для Архи.ру
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции Фотография © Yuri Trishkin для Архи.ру
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции
Фотография © Yuri Trishkin для Архи.ру
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции Фотография © Yuri Trishkin для Архи.ру
Современное состояние склада, предназначенного к реконструкции
Фотография © Yuri Trishkin для Архи.ру