Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.05.2024

Озерная история

Юлия Тарабарина
Объект:
Аэропорт «Омск-Фёдоровка». Пятое озеро
Адрес:
Россия, Омск.
Мастерская:
Архитектурное бюро С. Горшунова ГОРА
Авторский коллектив:
Станислав Горшунов, Екатерина Воробьева, Анастасия Матвеева, Анастасия Григорьева, Яна Маслова, Александр Попов, Аня Новак, Дарья Чаннова

Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.

Продолжаем изучать проекты звучного конкурса на аэропорт Омск-Фёдоровка, результаты которого были подведены в конце марта. Победил проект бюро ХВОЯ. Для конкурса было сделано 14 (!) концепций, все, в основном, – довольно известными авторами. 

Концепция АБ ГОРА Станислава Горшунова вошла в число семи «полуфиналистов», обсуждавшихся на омском градсовете. 

Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА

Ее авторы предложили не только элегантный силуэт – асимметричную трапецию кровли с большим выносом козырька на очень тонких опорах, – но и красивую легенду. Среди уже рассмотренных нами конкурсных проектов были: арки, ворота, мост, острог, – некоторые темы по два раза, что, на самом деле, говорит лишь о параллелизме мышления и некоторой предсказуемости тематики, связанной с воздушными путешествиями и историческим контекстом сибирских городов. 

А ГОРА привлекли к своим рассуждениям местную туристическую легенду – о потаенном пятом озере. Ее сюжет состоит в том, что в окрестностях Омска упали пять осколков метеорита, и образовали пять озер. Четыре известно: Линево, Щучье, Данилово, Шайтан-озеро (оно же Урманное). А пятое неизвестно где, оно открывается только тем, кого само озеро принимает к себе. Надо сказать, отличный сюжет для сериала в духе «Топей», куда только смотрят сценаристы.
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА

Но архитекторы трактовали легенду по-своему: они осмыслили свой проект аэропорт как пятое озеро. Асимметричная кровля с округлым контуром и отражающим покрытием – совсем как озеро при взгляде сверху. 

Сюжету вторит фасад в виде стеклянных волн – весь основной объем стеклянный, как будто вода налита в объем здания, – и сразу скажу, если разговоры о том, как стекло сливается с небом, редко выдерживают критику, то вот сходство стеклянного здания с емкостью, наполненной водой, очень часто оказывается убедительным не только в разговорах, но и при реализации. Так что идея кажется хорошей. 
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА

Впрочем, больше, чем редкая мотивация, меня в этом проекте впечатлил подход к форме: вроде бы ничего экстраординарного, довольно привычные по меркам современности треугольники служат для получения нелинейной формы, но большой светлый и блестящий козырек, редкий лес тонких колонн и стеклянные волны образуют некую довольно-таки легкую рифму для крытой – но открытой площади перед входом в терминал. Стекло – ну, во всяком случае на рендерах – выглядит подвижной волной, действительно «водной» по ощущениям. 
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА

Внутри предполагались зенитные фонари в составе треугольников кровли, многосветное пространство, балконы и, конечно же, арт-объект. 
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА

Относительно проницаемости для взгляда насквозь – ему тут, кажется, уделили не очень много внимания. 

Полученную форму авторы распространяют на дополнительные сооружения: вокзальную станцию, переход, даже детскую площадку и, конечно же, на благоустройство площади перед терминалом – где возникает бассейн-фонтан, вторящий основной, «водной» теме проекта и так же, как и само здание, асимметричный: как и самое просторное «крыло» козырька, он сдвинут влево, к переходу от станции, и встречает, таким образом, пассажиров, идущих от нее. Главная площадь образуется не по оси, а со сдвигом, мотивированным движением потоков.
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА
Аэропорт
Аэропорт "Омск-Фёдоровка". Пятое озеро
© АБ ГОРА

Вот тут в авторском ролике хорошо виден и характер интерьера, и отражения козырька и опор в бассейне на площади: 


Сами по себе треугольники, асимметрия, белые гибкие объемы стали уже довольно привычными приемами. Тут вспоминается аэропорт Геленджика Маcсимилиано Фуксаса: в нем тоже гибкий абрис белого козырька набран из треугольников, а все окружение тщательно вторит зданию в духе «тотального дизайна». Вспоминается и ТПУ «Нижегородская», она же «Рязанская»: белые колонны, гнутые формы. Если еще немного пофантазировать, то может прийти в голову и сопоставление с проектом самого Станислава Горшунова – павильоном №1 Нижегородской ярмарки. Там по фасаду тоже идет волна из белых пилонов и стекла. Здесь – та же тема волны, но разделенная в пространстве и, скажем так, более тонкая визуально. Но некая преемственность ощущается.

Впрочем, очевидны и отличия: в проекте ГОРА козырек тонкий и плоский, колонны как тростинки, но волнистость довольно активна, чтобы не сказать серьезна. Хочется понять этот проект как сделанный на стыке неомодернизма и «просто» модернизма. И тогда уже интересно.