Григориос Гавалидис, Анна Меренкова, Яна Неменко, Виктория Гавалиди, Анна Степанова, Мартин Казаков
Для московского района Преображенское бюро GAFA спроектировало камерный комплекс Artel, который состоит всего из двух корпусов по 12 этажей. Отсылки к ар-деко и его ответвлению – стримлайну – мы нашли не только в архитектуре, но и в благоустройстве, напоминающем поглощенную природой железнодорожную эстакаду.
Жилой комплекс «Артель» планируют возвести в одном из кварталов между Яузой и Преображенским валом недалеко от станции метро «Преображенская площадь» – когда-то по этим местам бегал маленький Петр I и руководил потешными полками. Современный девелопмент на эту территорию пока что активно не заходил: градостроительную основу составляет советская застройка разных периодов – от 1930-х до 1980-х годов, которую разбавляют промышленные здания, купеческие особнячки и новейшая архитектура, представленная несколькими образцами начала 2000-х годов.
Впрочем, обилие промышленных и часто морально устаревающих объектов не оставляет иного сценария, кроме как постепенного обновления: например, на месте Научно-исследовательского института дальней радиосвязи сейчас строится масштабный жилой комплекс по проекту бюро ATRIUM.
Дом, которым занимается GAFA, – более камерный. Он разместится в центре небольшого квартала, который заполняют всего три здания: жилые дома 1912 и 2003 года постройки со стороны шестиполосной Преображенской улицы, а также типовое здание АТС 1986 года.
Масштаб и возраст окружающей застройки самый разный – от одно- двухэтажных зданий мануфактур до стеклянной башни бизнес-центра «Прео-8», построенного еще в 2007 году. Преимущественно соразмерная человеку среда, деревья во дворах, близость извилистой Яузы и церкви Преображения с ее колокольным звоном делают этот уголок довольно уютным и до некоторой степени сохраняют «старомосковский» дух.
Еще одно важное обстоятельство, которое необходимо знать об участке – вся его территория относится к зоне достопримечательного места «Село Преображенское» с культурным слоем XVI-XVII веков. Память о богатом на события и личности времени сейчас хранит в основном регулярная сетка улиц и топонимика: Палочный переулок напоминает о Семеновском полке, новобранцы которого обучались ружейным приемам с помощью палок, а улица Буженинова – о строителе Преображенского дворца.
ЖК Артель. Планировочная и траспортная организация
Выбранная архитекторами композиция помогает сформировать более внятные границы квартала: два 12-этажных корпуса расположены симметрично, каждый «держит» свою улицу – Электрозаводскую и Буженинова – и задает ритм. На уровне первого этажа корпуса соединяет галерея, которая очерчивает территорию двора.
Таким образом на участке возникает две оси. Первая – это променад между новым комплексом и АТС, ориентированный на курдонер бывшей школы конца 1930-х годов, расположенной по другую сторону улицы Буженинова. Вторая ось перпендикулярна первой и проходит по центру двора, пространство которого также визуально расширяется за счет слияния с двором соседних домов.
Архитектура «башен» и выбранные для фасада материалы одновременно откликаются на контекст и привносят в него новые веяния. Первый этаж с входными группами и коммерческими помещениями отделен от основной массы дома за счет отступа и галереи. Этажи со второго по десятый – типовые, но на нечетных в угловых квартирах имеется открытая лоджия. Этот простой прием чередования помог акцентировать углы, поскольку именно на них приходится самое большое количество неостекленной поверхности – «массы», которая фиксирует границы здания. Со стороны улиц углы скруглены, что создает ощущение мощного стержня – композиционного и структурного – на который нанизаны все элементы дома.
Заданное ритмом чередования движение вверх подхватывают последние два этажа, объединенные с помощью остекления в капителеобразную «корону». В этой части здания открыты обе угловые лоджии, завершающие линию стрельчатым козырьком-лепестком. Вкупе с отделкой никелем и постепенной выемкой массы это звучит как мотив из ар-деко, скругления же заставляют вспомнить его ответвление – стримлайн.
В отделке фасада планируется использовать кирпич серого оттенка и металлические композитные панели для украшения оконных откосов. Их положение на четных и нечетных этажах задает разнонаправленное движение. То же касается и кладки кирпича: на первом и последних этажах его ставят на тычок, чтобы подчеркнуть вертикальную структуру, в основной же части здания используется классическая ложковая кладка, усиливающая горизонталь.
Отдельного упоминания стоит и благоустройство, которому GAFA во всех проектах уделяет пристальное внимание. Как уже говорилось, два корпуса соединяет галерея, которая формирует двухуровневое пространство двора. Часть ее обеспечивает квартиры второго этажа существенным бонусом – приватными террасами. Другая же, более широкая часть, доступна всем жителям: это своего рода городской «балкон», на котором среди островков зелени можно расслабиться в шезлонге, поработать в уединении или посидеть небольшой компанией.
Под «балконом» – парадная «гостиная», которая встречает жителей по возвращении домой и настраивает их на спокойный ритм. Это пространство обращено во внутренний сад. Кирпичные опоры и балки, никельная «подшивка» и скругленные порталы напоминают утратившую инфраструктурное значение эстакаду, которую постепенно «захватывают» растения – что-то вроде нью-йоркского парка Хай-Лайн. Такая аллюзия, связанная с технологическим прогрессом, хорошо ложится на выбранное в архитектуре направление ар-деко.
Сразу за границей «гостиной» начинается территория пышного и фактурного сада: прогуливаясь по тропинкам, можно наслаждаться тенистыми деревьями, цветущими многолетниками и живописными ландшафтными композициями из стелющихся растений. Акцентом в этой медитативной зоне станет кинетическая скульптура: вращающаяся спираль, шар-фонтан и водная гладь.
В глубине сада, защищенные растениями от шума улицы, спрятаны две изящные детские площадки, которые не нарушают общей концепции естественного ландшафта. Первая рассчитана на малышей: клинкер плавно переходит в песочницу с амфитеатром из «пеньков» и природных элементов. Несмотря на простоту, пространство универсально: на пеньках можно сидеть, прыгать, использовать их как столик для песочных игр. Вторая площадка манит причудливыми игровыми элементами: горка и домик в виде гнезда или камня заставляют фантазию придумывать особенные сценарии игры.
Рядом с въездом на подземную парковку есть еще одна площадка: с качелями в виде гнезда и рампой, замаскированной зеленью с помощью седумных матов с почвопокровными растениями и девичьего винограда. В стену рампы вмонтировано спортивное оборудование для тренировок.