Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.05.2024

Грани реальности

Юлия Тарабарина
Объект:
Аэропорт «Омск-Федоровка». Портик
Адрес:
Россия, Омск.
Мастерская:
ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Авторский коллектив:
Михаил Бейлин,  Даниил Никишин, Анна Манина, Ульяна Тарейкина, Никита Асеев

Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.

В конкурсе на облик нового аэропорта Омск-Фёдоровка участвовало 14 команд, все, надо сказать, довольно сильные. Проект CITIZENSTUDIO – один из тех семи, которые не вышли в финал, и тем не менее среди «отсеянных» тут тоже немало интересного. Можно вживую наблюдать, как складываются подходы к новым российским авиатерминалам. 

Михаил Бейлин и Даниил Никишин, как, скажу сразу, и многие другие участники сознательно выбрали самую простую и экономную в реализации «коробку» аэропорта: в плане прямоугольный терминал стремится к квадрату, со стороны летного поля к нему примыкают крылья гейтов. 

Более того, простой объем оформили «в один прием» – покрыли продольными полосами, которые образуют пилонады спереди и сзади, переходят и на кровлю, и на благоустройство площади перед аэропортом. 

Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO

Решение цельное и классичное.  

Но все было бы слишком просто, если бы объемные полосы, «граблями формы» проходящие по всему зданию и его окружению, не были поверены треугольником. Не такие уж они прямые, и вот тут-то и начинается гранение и лепка. По главному фасаду проходит «волна»: скосы объемных алюминиевых колонн плавно поднимаются и опускаются, получается довольно живо и пластично. Со стороны летного поля – колонны разрежены и скорее гранено-грибовидны, они строже и  кажутся оммажем модернистским решениям. 
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO

Все простенки и «колонны» – алюминиевые. 

На кровле тоже проходят «волны», здесь дальняя волна самая крупная и заметная, и, к слову, на кровле в принципе нет прямых полос – только заостренные треугольники, чаще ромбы. 

Но так или иначе, а весь объем – поперечно-складчатый, как серебристая плиссированная ткань с прогалами, но ломкая, а может, отглаженная – в этом и есть основная пластическая идея. 
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO

Однако самое интересное решение – холодное пространство перед входом, просторное, 15 м в глубину, растянутое на всю ширину терминала и на его 25-метровую высоту. Авторы называют его портиком, хотя, в сущности, это крытая площадь. Для подъезда такси, ожидания и встреч. Этакий экзонартекс: у многих аэропортов есть козырек, а здесь он разросся. Из второго и третьего этажей теплой части терминала на крытую площадь выходят балконы VIP-зала и ресторана – они дают возможность «прогуляться без дождя», хотя в Омске дожди бывают редко. 
«Холодный» портик, или крытая площадь перед входом. Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
«Холодный» портик, или крытая площадь перед входом. Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO

А дальше – двусветное пространство, балкон, потом опять большой зал с прозрачной перегородкой между здесь и там. Потолки подшиты рейкой, похожей на деревянную, регулярные складки фонарей дают достаточно света, а по ощущениям получившееся пространство почему-то напоминает Пулково от Гримшо. 
Входной зал терминала за входным «портиком». Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Входной зал терминала за входным «портиком». Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO

Надо сказать, теме союза пилона и треугольника или треугольного скоса в этом проекте подчинено все: и МАФы внутри терминала, и диспетчерская вышка-факел. 
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO

Не менее любопытно, что половина всего объема описания проекта у CITIZENSTUDIO посвящена благоустройству. На площади перед терминалом совмещены темные и светлые полосы, прямо продолжающие пилоны фасада-портика, и остроугольные треугольники газонов и водной поверхности. Контур общественного пространства – треугольный, а напротив, за подъездной трассой, ему вторит треугольник газона, засаженного, согласно предложению Бейлина и Никишина, полевыми злаками, напоминая о роли Омской области как житницы. 

Архитекторы называют площадь «сухой», вероятно, речь о сухих фонтанах или о пятнах воды заподлицо с мостовой. 
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO

Как и во многих других проектах конкурса, средняя часть площади здесь – общественное пространство, отделенное, насколько возможно, деревьями от парковки по бокам. 

А к станции общественного транспорта ведет навесной переход. 
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске. План 1 этажа © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске. План 1 этажа
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске. План 2 этажа © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске. План 2 этажа
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске. План 3 этажа © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске. План 3 этажа
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске © ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске
© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO