Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
В конкурсе на облик нового аэропорта Омск-Фёдоровка участвовало 14 команд, все, надо сказать, довольно сильные. Проект CITIZENSTUDIO – один из тех семи, которые не вышли в финал, и тем не менее среди «отсеянных» тут тоже немало интересного. Можно вживую наблюдать, как складываются подходы к новым российским авиатерминалам.
Михаил Бейлин и Даниил Никишин, как, скажу сразу, и многие другие участники сознательно выбрали самую простую и экономную в реализации «коробку» аэропорта: в плане прямоугольный терминал стремится к квадрату, со стороны летного поля к нему примыкают крылья гейтов.
Более того, простой объем оформили «в один прием» – покрыли продольными полосами, которые образуют пилонады спереди и сзади, переходят и на кровлю, и на благоустройство площади перед аэропортом.
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Решение цельное и классичное.
Но все было бы слишком просто, если бы объемные полосы, «граблями формы» проходящие по всему зданию и его окружению, не были поверены треугольником. Не такие уж они прямые, и вот тут-то и начинается гранение и лепка. По главному фасаду проходит «волна»: скосы объемных алюминиевых колонн плавно поднимаются и опускаются, получается довольно живо и пластично. Со стороны летного поля – колонны разрежены и скорее гранено-грибовидны, они строже и кажутся оммажем модернистским решениям.
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO Все простенки и «колонны» – алюминиевые.
На кровле тоже проходят «волны», здесь дальняя волна самая крупная и заметная, и, к слову, на кровле в принципе нет прямых полос – только заостренные треугольники, чаще ромбы.
Но так или иначе, а весь объем – поперечно-складчатый, как серебристая плиссированная ткань с прогалами, но ломкая, а может, отглаженная – в этом и есть основная пластическая идея.
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO Однако самое интересное решение – холодное пространство перед входом, просторное, 15 м в глубину, растянутое на всю ширину терминала и на его 25-метровую высоту. Авторы называют его портиком, хотя, в сущности, это крытая площадь. Для подъезда такси, ожидания и встреч. Этакий экзонартекс: у многих аэропортов есть козырек, а здесь он разросся. Из второго и третьего этажей теплой части терминала на крытую площадь выходят балконы VIP-зала и ресторана – они дают возможность «прогуляться без дождя», хотя в Омске дожди бывают редко.
«Холодный» портик, или крытая площадь перед входом. Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
А дальше – двусветное пространство, балкон, потом опять большой зал с прозрачной перегородкой между здесь и там. Потолки подшиты рейкой, похожей на деревянную, регулярные складки фонарей дают достаточно света, а по ощущениям получившееся пространство почему-то напоминает Пулково от Гримшо.
Входной зал терминала за входным «портиком». Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO Надо сказать, теме союза пилона и треугольника или треугольного скоса в этом проекте подчинено все: и МАФы внутри терминала, и диспетчерская вышка-факел.
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
Не менее любопытно, что половина всего объема описания проекта у CITIZENSTUDIO посвящена благоустройству. На площади перед терминалом совмещены темные и светлые полосы, прямо продолжающие пилоны фасада-портика, и остроугольные треугольники газонов и водной поверхности. Контур общественного пространства – треугольный, а напротив, за подъездной трассой, ему вторит треугольник газона, засаженного, согласно предложению Бейлина и Никишина, полевыми злаками, напоминая о роли Омской области как житницы.
Архитекторы называют площадь «сухой», вероятно, речь о сухих фонтанах или о пятнах воды заподлицо с мостовой.
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO Как и во многих других проектах конкурса, средняя часть площади здесь – общественное пространство, отделенное, насколько возможно, деревьями от парковки по бокам.
А к станции общественного транспорта ведет навесной переход.
Концепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске. План 1 этажа© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске. План 2 этажа© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске. План 3 этажа© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIOКонцепция облика нового аэропорта «Федоровка» в Омске© ГОРОЖАНЕ/ CITIZENSTUDIO
|