Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.04.2024

Парадокс острога

Юлия Тарабарина
Объект:
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
Адрес:
Россия,
Мастерская:
KPLN (АБ Крупный план)

Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.

Не так давно, в марте, были подведены сначала промежуточные итоги конкурса на новый аэропорт Омск-Федоровка, а затем назван победитель – бюро ХВОЯ. 

Месяц назад, когда мы начали разбираться в конкурсных проектах, казалось, что финалистов было семь, из них выбрали четыре, потом одного. На самом деле финалистов было больше, в соревновании участвовало не 7, а, первоначально – порядка 14 проектов. Половина проектов не дошли до финала, но судя по тому, что удалось увидеть, смелости им не занимать. Надеемся показать хотя бы часть. 

Архитекторы бюро KPLN («Крупный план»), оттолкнувшись от истории Омска – города, основанного как укрепление на сибирских рубежах и довольно долгое время просуществовавшего в этом качестве, – вдохновились образом острога. Но перевернули острог вверх тормашками, точнее не весь острог, а оструганные завершения бревен, отделив их от оснований и увеличив раз в пятьдесят.

Поиск формы. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей © KPLN (АБ Крупный план)
Поиск формы. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
© KPLN (АБ Крупный план)
Поиск формы. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей © KPLN (АБ Крупный план)
Поиск формы. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
© KPLN (АБ Крупный план)
Поиск формы. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей © KPLN (АБ Крупный план)
Поиск формы. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
© KPLN (АБ Крупный план)
Поиск формы. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей © KPLN (АБ Крупный план)
Поиск формы. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
© KPLN (АБ Крупный план)

Гигантские перевернутые конусы по высоте – ростом с терминал, и, честно сказать, так сразу не догадаешься, что это заострения бревен острога. То есть «остранение» по Шкловскому действительно произошло. Конусы составлены из стальных опор, веерообразно расходящихся из общей точки опоры внизу в кольцу вверху. Внутри кольца – световой фонарь, а по поверхности конуса – тонкие стальные тросы, они маскируют основные опоры и подчеркивают стереометрическую поверхность. Конструкция прозрачная и естественный свет из фонарей мог бы освещать все пространство, а вечером, наоборот, конические объемы светились бы изнутри. 
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид со стороны площади на здание терминала © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид со стороны площади на здание терминала
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на главный зал аэропорта © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на главный зал аэропорта
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на здание со стороны железнодорожной платформы
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на здание со стороны железнодорожной платформы
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Общий вид с подъезной дороги
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Общий вид с подъезной дороги
© KPLN (АБ Крупный план)

Довольно феерическое зрелище эти стоящие на одной точке световые то ли стаканы, то ли колпаки, то ли гигантские «кнопки». Они, конечно же, задают модуль и построение здания становится не вполне типичным для аэропорта, где как правило в основе лежит декорированный ангар. Здесь весь план подчинен кружочкам, отчего, впрочем, не менее рационален. Авторы и эмблему для проекта придумали – из кружочков. 
Схема пассажиропотока 1 этажа. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей © KPLN (АБ Крупный план
Схема пассажиропотока 1 этажа. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
© KPLN (АБ Крупный план
Схема пассажиропотока 2 этажа. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей © KPLN (АБ Крупный план
Схема пассажиропотока 2 этажа. Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
© KPLN (АБ Крупный план

Внутри вокруг опор планировались скамейки или зеленые холмики буферных зон. Авторы также предлагали в интерьере зимний сад с живыми деревьями и геопластикой. На поверхность конусов можно было проецировать разные световые сообщения. 
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на зону регистрации © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на зону регистрации
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на зал выдачи багажа © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на зал выдачи багажа
© KPLN (АБ Крупный план)

И даже в двухъярусные части пространства тоже проникают конусы. Вместе с естественным светом и пространственной сценографией. 

Это должно было бы быть сильным ощущением сродни гипостильному залу, заставленному колоннами. Только классический исторический гипостиль как правило темный, чем тоже поражает воображение, а этот светлый и весь «на тросах», натянутый из парящих струн. Любопытное, вероятно, было бы впечатление. 
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на зал вылета прилета © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на зал вылета прилета
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на зону регистрации © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на зону регистрации
© KPLN (АБ Крупный план)

Конечно, подход в какой-то мере нарушает привычный, согласно которому чем свободнее терминальный зал – тем лучше. Но, с другой стороны, опоры точечные, конусы-«колонны» достаточно высокие, а эмоциональный эффект от интерьера совершенно неожиданный, хотя некоторая родственность аэропортам с грибовидными колоннами тут может ощущаться. 

Конусы не единственные модули построения объема и его пространства. В унисон, хотя и на дальних планах, где нужна большая степень закрытости, работают металлические и стеклянные цилиндры, отведенные для технических и отдельных помещений. Они другие, но подчинены тому же модулю, и с воздуха аэропорт выглядел бы удивительно: как внушительный конгломерат кнопок, а может быть, гвоздиков, утопленных на разную глубину. Или как некая клавиатура. 
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Общий вид сверху со стороны перрона © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Общий вид сверху со стороны перрона
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на здание со стороны перрона аэродрома © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Вид на здание со стороны перрона аэродрома
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Общий вид сверху со стороны площади
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Общий вид сверху со стороны площади
© KPLN (АБ Крупный план)

Любопытна и вереница малых конусов, прикрывающая железнодорожную станцию. Они как грибы, на основном пятне покрупнее, на периферии помельче. 

Конусы и цилиндры, все эти «кнопки» – основной пластический жест, но не единственное архитектурное решение проекта. В частности, авторы предлагают двухэтажный терминал ради экономии места и пассажирских пробегов.

А площадь перед аэропортом делают двухъярусной: здесь и парковка, и благоустроенная площадь ближе ко входу в аэропорт. Но главное – дыры. Выходы из подземного яруса, снабженные дугообразными ступенями. Почти пещеры. Из них отрывается впечатляющий вид на конусы терминала, энергично-воинственный. Настоящий страж южных рубежей. 
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей
© KPLN (АБ Крупный план)

Подземную площадь перед входом тоже планировали осветить круглыми зенитными фонарями, которые помимо практической функции несли сюжетную, будучи похожи на малые кнопки, разбросанные вне контура основных линий и пятен. 
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Ситуационный план аэропорта © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Ситуационный план аэропорта
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Генеральный план © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Генеральный план
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Благоустройство привокзальной площади © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Благоустройство привокзальной площади
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Благоустройство привокзальной площади © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Благоустройство привокзальной площади
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Разрез 2-2 © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Разрез 2-2
© KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Разрез 1-1 © KPLN (АБ Крупный план)
Аэропорт «Омск-Федоровка». Страж южных рубежей. Разрез 1-1
© KPLN (АБ Крупный план)

Пучковые колонны с опорой в одной точке – распространенный прием современной архитектуры, но в данном случае для формы найдено объяснение, причем именно такое, как надо: историческое, укорененное в контексте, но совершенно не узнаваемое буквально. Иными словами, если бы проект был реализован – а напомним, в конкурсе он не выиграл, – если бы был реализован, то можно представить себе удивление туриста или гостя города, которому объясняют что эти конусы из стальных тросов – служат воспоминанием о навершиях острожных стен. 

Может и поверили бы, но не сразу.