Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.04.2024

Зеркала повсюду

Юлия Тарабарина
Объект:
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж
Адрес:
Япония, Осака. о. Юмесима
Мастерская:
Архитектурное бюро «Новое»
Авторский коллектив:
Анастасия Грицкова, Сергей Неботов, Николай Стулов, Мария Шашкова. Визуализации: Андрей Киселев

Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.

Изучали мы, изучали конкурсные проекты павильона РФ для EXPO в Осаке – работы конкурса, результаты которого не были объявлены по причине отмены участия страны во всемирной выставке 2025 года, – и обнаружили, что конкурс был не один, а конкурсов было два. Основной, все шесть проектов которого нам удалось собрать, прошел в середине 2022 года, а первый – в конце 2021 года. Один из проектов первого конкурса тоже удалось получить для публикации. 

Если павильон во втором конкурсе планировалось посвятить Времени, то тема павильона в первом конкурсе была другой – его планировали посвятить технологии digital twin, то есть цифрового двойника, модели, которая полностью повторяет параметры реального объекта и позволяет отслеживать и моделировать его процессы.  

Сергей Неботов рассказывает, что времени на работу над проектом было отведено очень мало, всего-то 2–3 дня, конкурс был сродни клаузуре, поэтому и проработка минимальная, и картинок несколько штук. Участок в тот ранний момент тоже не был определен, авторам предложили выбрать из нескольких похожих, длинных пеналообразных павильонов большого размера типа А, в восточной части выставки в секторе «Расширение возможностей для жизни», ориентированных торцами на площадь. Так или иначе, а место очень близкое к тому, которое затем считалось окончательным, и длина участка та же, порядка 90 метров. 

Архитекторы бюро «Новое» сосредоточились на теме «цифрового двойника»,  назвали свой павильон «Мираж», а в качестве отправной точки взяли картину Врубеля 1900 года «Царевна Лебедь»: «Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – тёмную, холодную водную и одновременно устремлённую ввысь воздушную, небесную. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм». Они также уточняют, что стремились поймать переходное состояние российского общества; дело было в конце 2021 года. 

Получился павильон из нескольких лент изогнутых зеркальных фасадов с интегрированной светодиодной подсветкой. 

Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж
© АБ «Новое»

Днем он должен был отражать все вокруг, а вечером медийная часть фасада дополняла бы реальность изображениями, надписями, пятнами или цветом. 
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж © АБ «Новое»
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж
© АБ «Новое»
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж © АБ «Новое»
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж
© АБ «Новое»

Ленты фасадов петляют не просто так, а вполне мотивированно, поскольку павильон буквально-таки собран из объемов разной формы: квадратных и прямоугольных, овальных и круглых, побольше и поменьше – план напоминает ассамбляж из хорошо обтесанных, но разных по исходной форме галек. 
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж © АБ «Новое»
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж
© АБ «Новое»
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж © АБ «Новое»
Павильон России на EXPO в Осаке. Проект конкурса на предварительную концепцию. Мираж
© АБ «Новое»

План похож не опыты архитекторов барокко XVII века, причем радикальных, круга не Бернини, а Борромини, там тоже соседствовали овалы, экседры, и прочие небанальные геометрические фигуры, усложняющие пространство. 

Не в меньшей мере план напоминает и эмблему ЭКСПО 2025, которая к тому времени была уже известна, ее показали в 2020 году – эмблема составлена из разноразмерных кругов и овалов, асимметрично собранных в кольцо. Сходство непрямое – еще бы оно было прямое – но оно делает идею Сергея Неботова внутренне родственной символу всемирной выставки. Любопытно, что авторы об этом не говорят, то ли не думали, то ли думали, что если все состоится, будет понятно и так. 
Эмблема ЭКСПО 2025
Эмблема ЭКСПО 2025
© Japan Association for the 2025 World Exposition

Факт, что извивы зеркальных лент не произвольны, а мотивированы формой и объемами залов. Поскольку формы накладываются с большим нахлестом, образуются террасы-балконы, с которых можно было бы осматривать окрестности выставки, и консоли. 

Зеркальность, надо сказать, в этом проекте касается не только фасадов. На эксплуатируемой кровле Сергей Неботов предложил Водный сад – бассейн. У воды, согласно замыслу, можно было бы посидеть, походить по ней, но главное – она отражала бы небо, подчеркивая, что небо у нас одно, общее на всех. One Sky – тоже одна из идей ЭКСПО 2025. 

Так что зеркала тут были повсюду. Только разные.