Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.04.2024

Форум времени

Юлия Тарабарина
Объект:
Павильон России на EXPO 2025 в Осаке. Время
Адрес:
Япония, Осака. о. Юмесима
Архитектор:
Алексей Орлов
Мастерская:
ПИ «АРЕНА»
Авторский коллектив:
Авторы: А. Орлов, А. Заключаев, Е. Коробской, С. Коробков, А. Цыплаков, И. Морозов, А. Гандрабура, А. Марченко, А. Чередников, Л. Плешенков, Л. Бастрикова

Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.

Согласно конкурсному брифу, павильон России в Осаке должен был быть посвящен теме Времени. Кто-то из участников выразил ее, интегрировав в экспозицию Дерево Времени, кто-то вспомнил о пространственно-временном континууме и гиперпереходе. 

А Алексей Орлов и архитекторы ПИ «Арена» посвятили архитектуру своего павильона теме времени целиком и полностью, превратив его в гигантские – метафорические – и, кроме того, расслоившиеся на три части, «часы». 

На фасаде присутствуют, в числе прочего, привычные электронные часы большого размера, но дело далеко не в них.

Павильон на EXPO в Осаке. Время
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»

Идею песочных часов с их двумя конусами, обозначенную в брифе, авторы осмыслили через амфитеатры, превратив, в сущности, весь объем в почти симметричное чередование общественных пространств, решенных как конусы со ступенчатой поверхностью, причем выгнутая дуга естественным образом в точке сопряжения переходит в вогнутую, и по ним идет общая прямая лестниц, продолжающих одна другую. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»

Так возникает интересная стереометрическая игра.

Протяженный участок в проекте ПИ «Арена» разделен на три квадрата, в каждый вписан круг. В центральном круге – конус-гора, самый высокий объем, по бокам – углубленные конусы-воронки, но не цельные, а на три четверти. Словом, павильон составлен из череды ритмично срифмованных воронок, последовательно перевернутых вверх и вниз. Он похож на механизм, части которого повернуты под разными, но строгими углами. Некий довольно загадочный, но по ощущениям – да, часовой механизм. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Аксонометрия
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Аксонометрия
© ПИ «АРЕНА»

Изнутри перевернутые ступенчатые пирамиды тоже интересны. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»

Фасады на внешних скруглениях под амфитеатрами-воронками составлены из редких колонн, так что в одном из вариантов ступенчатая структура нижней части амфитеатра-воронки хорошо просматривается. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»

Кроме того, авторы предлагали подсвечивать эти воронки снизу, еще больше «раскрывая» объем для взглядов, подчеркивая парадоксальный союз вогнутых и выгнутых поверхностей. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»

Прием напоминает решение больших стадионов. Там нередко отказываются от внешних стен полностью или частично, так что ступенчатый спуск чаши трибун просматривается снаружи. И тут мы вспоминаем, что авторы проекта – ПИ «Арена» – они же архитекторы очень многих спортивных сооружений в стране. И понимаем, что в образе павильона прямо-таки изнутри прорастает тема стадиона, также как и античного театра и ипподрома.
Павильон на EXPO в Осаке. Время
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»

Они тут все: в прямоугольнике со скругленными торцами ипподром, в «воронках» греческий театр, только в данном случае он встроен не в склон холма, а в тело здания; и наконец, ступенчатый конус центра вызывает уже какие-то восточно-эллинистические, малоазийские ассоциации.

Снаружи на скруглениях – светлые тонкие колонны, переходящие в ребра из архитектурного бетона. За ними стеклянная оболочка. Все конструкции планировались модульными и сборно-разборными, и металлический каркас, и бетонные элементы, и витражи. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Материалы фасада © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Материалы фасада
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Конструктивная модульная схема © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Конструктивная модульная схема
© ПИ «АРЕНА»

Форма – удивительная, не сразу понятная, но интересная с точки зрения структуры и внутренней логики. Авторы ее сравнивают даже со спиралью днк – она, действительно, похожа в разрезе. Похоже, как уже было сказано, и на разные виды часов. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Архитектурный образ © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Архитектурный образ
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Архитектурный образ © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Архитектурный образ
© ПИ «АРЕНА»

Если посмотреть сверху, то посетители входили бы полпятого, а выходили бы пол-одиннадцатого. Ну или, глядя на циферблаты, можно всё представить себе иначе: на посещение павильона заложено «геометрических» полчаса, от 25 минут до 45. 

Помимо всего прочего, если смотреть, опять же, сверху, на «песочные» часы накладываются «солнечные», – это видно по теням. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»

По мощению от каждого «циферблата» расходятся круги.
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Благоустройство
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Благоустройство
© ПИ «АРЕНА»

Так что в форму павильона многократно, не побоюсь этого слова, вдохновенно – прошита его главная тема. 

Кроме того, – авторы об этом не говорят – но можно представить себе, что три части это прошлое, настоящее и будущее. Вход, середина и выход. Настоящее это центр с его коническим куполом, цельным пространством, окруженным кольцевым балконом и главным экспонатом (надо думать, это должно быть Дерево Времени, хотя авторы не уточняют эту деталь). Настоящее целое, большое, возвышается. Прошлым и будущим мы, как известно, не располагаем полностью: одно в воспоминаниях, другое в планах, поэтому они деконструированы, раскрыты, поэтому они – сложные воронки. Но именно через них мы входим и выходим – как в обычном понимании реальности, так и в образном понимании павильона. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Разрез © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Разрез
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Планы этажей © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Планы этажей
© ПИ «АРЕНА»

Пирамидальная структура здания, хорошо читаемая с в разрезе, оказывается уместной: подъем, пик, спад – тоже метафора времени. 

Но вернемся к амфитеатрам. Все ступени покрыты сиденьями и столиками, так что, напомним, павильон – настоящий форум, общественное пространство для многих человек. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Амфитеатр
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Амфитеатр
© ПИ «АРЕНА»

Тут необходимо вспомнить, что амфитеатры – один из ключевых, очень популярных сюжетов любой EXPO. Поскольку сама выставка всегда есть большое общественное пространство, то и ее под-пространства пользуются неизменной популярностью, они дают способ не только отдохнуть уставшему путнику, они «включают» павильон, делают его центром «движухи» с одной стороны, и созерцания – с другой. В этом смысле проект – очень в духе всемирных выставок, в их тренде. 

В не меньшей степени круги, многократно повторенные в павильоне и в его мощении, откликаются на градостроительную идею Су Фудзимото, обернувшего территорию выставки кольцом. Они вторят ему как малые кольца большому. И, как круги на воде, – кап-кап – отсчитывают время. 
Павильон на EXPO в Осаке. Время © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Ситуационный план © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Ситуационный план
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время
© ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Медиафасд © ПИ «АРЕНА»
Павильон на EXPO в Осаке. Время. Медиафасд
© ПИ «АРЕНА»