Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
Мы нередко слышим о домах-кораблях, но как правило это сравнение употребляют в переносном смысле. А павильон Кирилла Архипова и Александра Цыбайкина целиком решен в образе корабля, отплывающего от стапелей, и тема интерпретирована достаточно буквально.
Основная часть объема расположена справа, смотрит носом в сторону входящих и отчетливо напоминает океанский лайнер, но не современный круизный многопалубный из тех, которым теперь запретили вплывать в Венецию, – форма тяготеет, скорее, к пароходам начала XX века из тех, что бороздили Атлантику перед первой мировой. С острым носом, характерным плавным расширением кверху, «смотровой палубой», прорезанной примерно посередине и еще одной смотровой щелью вверху, в уровне эксплуатируемой кровли, которая со стороны главного фасада прикрыта высокой стенкой. Из-за стенки объем становится выше, а следовательно, стройнее.
Прорези напоминают рот и глаза некоего океанского существа.
Павильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИ Усиливая ассоциации, павильон-«корабль» окружен бассейном, вода которого, по словам авторов, «символизирует внимание к чистоте и экологичности водных ресурсов планеты». Ко входу над водой ведет мостик-трап, он полого поднимается вверх, поскольку пол павильона приподнят на 1.5 метра от нулевой отметки для размещения технических конструкций, в том числе для устройства интерактивного пола внутри.
Фасад той части павильона, которая похожа на корабль, несколько асимметрична в плане – его нос отклоняется от прямого курса чуть влево.
Павильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль. Генеральный план© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль. План 1 этажа© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИ В месте примыкания соседнего участка авторы расположили конструкции «стапелей», их планировалось собрать из модульных металлоконструкций в шагом 4.2 метра и вынести сюда все дополнительные и технические помещения, от офисов и конференц-зала на 160 человек до щитовых и сбора мусора. «Стапели», подсвеченные неоновой вывеской павильона, были также призваны напомнить посетителю об атмосфере японской улицы.
Павильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИ В то же время правая часть напоминает конструкции какого-то речного вокзала, особенно если смотреть из помещений правой части – на левую; тут могло бы возникнуть ощущение сродни тому, какое бывает у пассажира, который ждет своего океанского рейса.
Павильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИ Поверхность фасадов – из белого, перфорированного точками алюминия с управляемой интерактивной LED-подсветкой внутри. Она достаточно простая, надо сказать, что дырчатый алюминий – прием, хорошо прижившийся в архитектуре последних 20 лет.
Павильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИ Расширяющийся кверху объем дает достаточно большую эксплуатируемую кровлю, которую авторы трактуют как деревянную палубу корабля, размещая на ней «русское полевое разнотравье» – как сказано в пояснительной записке, в изобилии; а также ресторан, амфитеатр и эстраду. Причем, как поясняют авторы, согласно замыслу на ней должны были проходить выступления по художественной гимнастике.
Павильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИ Нельзя сказать, что программа экспозиции павильона разработана в этом проекте детально. Авторы говорят только об интерактивных поверхностях стен и пола в сочетании в зеркальными поверхностями, визуально расширяющими пространство, так же как и о развитии «идеи цельности и одновременно разнообразия традиций в глобальном мироощущении». Инсталляция из цветных полос, вероятно, обозначает Дерево Времени, одну из ключевых позиций конкурсного брифа, как нам известно из изучения других проектов.
Павильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль. План 2 этажа© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль. План 3 этажа© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль. Разрез© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИПавильон на EXPO 2025 в Осаке. Корабль. Разрез© Архитектурная мастерская «Архимед», ПИО МАРХИ Отражая современные тенденции, авторы предложили управляемые наружные жалюзи, сбор дождевой воды, естественную вентиляцию в ночное время и солнечные батареи на солнцезащитных конструкциях кровли.
Если говорить о конкурсном брифе, в проекте МАРХИ и мастерской «Архимед» отражено только пожелание медийности: она присутствует и на фасадах в виде LED-подсветки перфорированного алюминия, и особенно интенсивно в интерьерах, где интерактивны не только стены, но и пол. Если говорить об особенностях проекта, его главной особенностью надо, вероятно, назвать прямой буквализм идеи и ее воплощения.
Что тут сказать. Вот.
|