Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Евангелическо-лютеранская церковь Святой Анны на Кирочной улице, больше известная в городе как Анненкирхе, – памятник федерального значения. Ее ценность связана не только с датой постройки или именем архитектора Юрия Фельтена, автора многих знаковых мест Петербурга. За все годы существования здание продолжало играть роль духовного, культурного или общественного центра, привлекая в свои стены известных горожан. Приходил на богослужение Карл Фаберже, венчался Карл Брюллов. После превращения церкви в кинотеатр «Спартак» Иосиф Бродский смотрел в ней зарубежные фильмы: «в чьей плюшевой утробе приятнее, чем вечером в Европе». В 1990-х здесь давали концерты рок-группы, «Король и Шут», например, а в часовне открылся бар.
Пожар
Одна из важных вех – 2002 год: перед тем, как церковь должна была вернуться общине, в ней случился разрушительный пожар. За несколько лет удалось устранить аварийность здания и восстановить фасады и кровлю. Стены же внутри сохранили следы копоти. Раньше они возмущали посетителей, а сейчас многие уже привыкли и не представляют Анненкирхе без «мраморного» узора сажи.
Богослужения возобновились в 2013 году. Настоятель Евгений Раскатов собрал творческую команду, которая превратила Анненкирхе в известный в городе бренд: со своим мерчем, кафе и популярными иммерсивными выставками о Пасхе или Апокалипсисе. У которых уже есть «франшиза» в Пушкине, Калининграде и кластере «Брусницын».
Каждый день в Анненкирхе проходят лекции, концерты, встречи и творческие занятия. В 2021 году команда предложила главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову организовать выставку акварелей.
Москвич
Сергей Кузнецов не только провел выставку, но и сблизился с командой Анненкирхе, которая давно уже думала о реконструкции. Обе стороны нашли сотрудничество невероятно удачным: церковь безвозмездно получает эскизную концепцию и поддержку Сергея Кузнецова, архитектор – возможность ассоциироваться с «проектом, который нравится, востребован и популярен». Первые эскизы, разработанные при участии Ивана Грекова и kamen architects, появились в начале 2023 года. Затем последовал этап обмеров и обследования здания. В апреле текущего года концепцию поддержали специалисты КГИОП и Совет по сохранению культурного наследия, дав лишь некоторые рекомендации.
Сергей Кузнецов подчеркивает, что предложенный проект – не реставрация и не реконструкция, но и не ремонт – скорее, преображение. Кардинальных перемен не произойдет, пространство сохранит свою мрачноватую атмосферу, но станет более элегантным и удобным для проведения выставок и концертов: например, в помещениях появится галерейный свет, улучшатся акустические показатели. Возможно, появится собственный орган взамен электроинструмента.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Важно, что это не реставрация церкви, потому что мы ничего здесь не восстанавливаем, не пытаемся восстановить ни один из статусов, которые здесь существовали – ни кинотеатр, ни построенный в XVIII веке объект. С другой стороны, это и не реконструкция, потому что мы не собираемся ничего здесь кардинально менять – перестраивать, достраивать, пристраивать, надстраивать, здесь ничего этого не будет. Наш проект я бы назвал преображением церкви Святой Анны. Я хочу быть максимально деликатным и идти от того, как пространство Анненкирхе уже сложилось, как оно сейчас живет и будет жить в будущем. Может, сделать его где-то более удобным. Предложить какие-то более элегантные решения. Но не навязывать своего личного видения всего здания целиком.
Наиболее масштабных работ потребует несущая конструкция, которую сейчас частично заменяют временные подпорки. Также предполагается разобрать деревянный потолок: так пространство станет свободнее и светлее, над галереей появится воздух.
В соответствии с принципами Венецианской хартии современные архитектурные элементы будут подчеркнуто современными, посетитель сможет легко различить исторические слои. Например, лестнице, появившейся в 1930-х годах после реконструкции по проекту Александра Гегелло, предполагается вернуть белый цвет и отполировать ее до блеска – так будет считываться слой периода кинотеатра. Как будут работать переходы и расставляться акценты – всё еще предмет размышлений: возможно, добавят больше дерева, которое по эстетике ближе к современному слою и конструкциям.
Проект будут реализовывать за счет внебюджетных средств. Закончить работы предполагается к 2025 году.