Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.04.2024

Птица земная и небесная

Юлия Тарабарина

В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.

Многие видели Псковский Кремль, он же Кром. Любят его и даже вдохновляются им как примером древней русской архитектуры.

Так вот а построил его реставратор Алексей Хамцов в 1952–1963 годах. Стен, на момент его прибытия, почти не было, они и до войны были в руинах, а после так и подавно.

Венецианскую хартию с ее осуждением новоделов приняли всего-то годом позже, в 1964. 

Макет Псковского Крома. Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Макет Псковского Крома. Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина

Именно в 1950-е, в период работы во Пскове, Хамцов начал рисовать свои виды сверху. Любому архитектору такой верховой взгляд на местность хорошо знаком под названием «птички», необходимой каждому проекту: вид с птичьего полета помогает понять, что где расположено и как устроено. Самый информативный вид. 

Этим-то панорамам и посвящена выставка. Их довольно много, кажется, Хамцов нарисовал все ключевые ансамбли от Соловков до Ниловой пустыни. Музей сопроводил почти каждый из них – все, показанные на первом этаже Руины, – исторической панорамой, причем кураторы, Татьяна Дудина и Алла Семерзина, выбирали виды сверху, чтобы они рифмовались с рисунками. Получились этакие «троицы», ну или «тройки». Очень информативные. 
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина

Третьей составляющей каждой группы стала съемка тех же ансамблей с коптера, часто с близких ракурсов, сделанная в основном фотографом музея Сергеем Шандиным. Те же съемки, но в формате видео-полета, позволяющие полностью насладиться позицией «птицы», показывают на третьем этаже как ролик. 

Что приводит нас к другой составляющей выставки – с ее помощью музей анонсирует проект цифровой съемки памятников архитектуры, в том числе с коптера. Он был начат сколько-то лет назад, активизирован в 2021 году для выставки Хамцова. Проект планируют продолжать, а впоследствии – принимать цифровые записи на хранение; сейчас идет разработка формата учета таких экспонатов. Запланировали на 23 мая круглый стол по цифровой фотографии. 
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина

Если так будет продолжаться, возьмут да и опишут всю землю. 

Во всяком случае землю русскую. У панорам Хамцова есть несколько особенностей. Все они примерно одного формата, все аксонометрии, все очень аккуратно нарисованы. На выставке рассказывают, что если он узнавал что-то новое об одном из изображенных объектов, даже не самом важном – перерисовывал всё заново. Скрупулезный, в чем-то адский труд. 

Другая особенность – Хамцов стилизовал оформление своих «птичек», в основном под XVII–XVIII век. С легендой на нарисованном свитке, полууставом надписей, орнаментированными буквицами. 
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина

Такие стилизации были популярны у архитекторов эклектики и особенно – модерна, но сохранялись весь сталинский период. Так, к примеру, делал другой герой сохранения и реставрации, Дмитрий Сухов. Эти архитекторы писали друг другу праздничные адреса полууставом вплоть до середины 1950-х, стилизуя под модерн.

Потом все сменилось вольностями оттепели. 

Алексей Хамцов приобщился и к ним. В 1965 году он съездил в Лондон, купил там фломастеры и его манера стала живее и свободнее – почти как у Владимира Кубасова, чью графику музей показывает по соседству в Аптекарском приказе. 
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина

Любопытно, что наш герой на самом деле одновременно рисовал фломастерами модернистские вольности, – и перышком потоньше орнаментировал полуустав, в одном и том же 1965 году. На таких-то титанах и держится развитие. 

Как следствие объяснимо, что вольности 1960-х уже в 1970-е приходят к среднему арифметическому со сталинской дисциплиной. Гибридизируются.

Так меняется время: автор продолжает использовать фломастер и позволяет себе уже не только фиксацию, а еще и реконструкции, то есть фантазии – к примеру, Кремля – на момент, когда в 1812 году его покинули наполеоновские войска. К слову сказать, на выставке эти реконструкции остроумнейшим образом смиксованы с «геометрическоперспективным» видом Кремля 1845 года, изображающим крестный ход в честь «освобождения <...> от нашествия галлов». На нем, к примеру, есть часть комплекса Ивана Великого, взорванная наполеоновской армией, а у Хамцова на реконструкции на 1812 год – нету. 

Кстати о странных словах: именно Хамцов и именно в Кремле начал применять стереофотограммометрию, коротко говоря – способ обмера методом сопоставления двух стереофотографий, сильно ускорявший процесс и позволивший вписаться в сроки, как водится безумные. Строгая самодисциплина Хамцова – он, кстати, много работал с отчетностями и учетом, – помогла внедрить и эффективно использовать эту дорогостоящую технику. В наше время ее, вероятно, можно сравнить с лазерным обмером. 

Отдельная, на мой взгляд, история, – как Хамцов рисовал модернизм в 1970-е – 1980-е годы. Как? А почти точно так же, как и памятники XVII века: аккуратно, тонким фломастером, с деликатной раскраской. Тут и гостиница Россия служит фоном приделу Мины церкви Зачатия Анны в Углу – и арена на Олимпийском проспекте нарисована прямо в год ее сдачи, 1980. Того и другого более не существует. Тоже зафиксировано архитектором-реставратором Алексеем Хамцовым. 
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24 Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24 Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина

Время – ну, мы знаем, это же Кронос, он же поедает своих детей. 

И тем не менее, эта гибридная манера, сформировавшаяся у автора к середине 1970-х на основе ученически-сталинского, но оплодотворенного модерном, рисунка, и оттепельных новшеств и материалов – ой как интересна, именно как явление. 

А в 1950-е Хамцов рисовал конвенционально. Впрочем, парадоксально но факт: на выставках в Союзе архитекторов по-прежнему можно встретить подобные рисунки и акварели. Вы теперь спрашиваете, куда дошел прогресс? Да никуда он не идет, нечего и надеяться. 
Макет Псковского Крома. Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24 Фотография: Юлия Тарабарина
Макет Псковского Крома. Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24 Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина

Алексей Иванович Хамцов родился в Раменском, ребенком уехал с семьей на Северный Кавказ, там закончил 7-летку, работал чертежником, техником, учился на рабфаке, в 1938 году поступил в Архитектурный институт, позднее известный как МАРХИ. В 1941 году мобилизован с 3 курса, участвовал в Сталинградской битве, дошел до Берлина – по пути рисовал Тарту – а потом Рейстаг и, судя по всему, без Лейки, но с блокнотом, документировал уличные сражения для какой-то там отчетности. 
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24 Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24 Фотография: Юлия Тарабарина
Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова». Музей архитектуры, 03.04.24 – 09.06.24
Фотография: Юлия Тарабарина

Алексей Хамцов на данный момент – малоизвестный реставратор, хотя работал со знаковыми объектами, Кремлем и Псковом. Работал в СНРПМ, потом ЦНРПМ, с такими реставраторами, как Лев Давид, Борис Альтшуллер, Сергей Подъяпольский. 

Он был с рабочим происхождением, герой Сталинграда, участник битвы за Берлин. Спроектировал военный памятник в виде музеефикации руин Сталинграда, потом то же самое – в Брестской крепости. Адаптировал новые графические приемы, временами раскрепощался, потом возвращался к компромиссной, но качественной графике. Был малообщителен, всегда носил костюм и галстук. Очень аккуратен и дисциплинирован. Руководил учетом проектной документации, внедрял стереофограммаметрию, чтобы выполнить сложные обмеры памятников качественно и в срок. Член партии. Реставрировал стены московского Кремля два раза – в 1940-е и 1970-е, по его инициативе были сделаны полные картограммы кирпича кремлевских стен (в значительной части поздних). В комендатуре висели его аксонометрии с птичьего полета. Умер в 1994, прожил 80 лет. 

По многим параметрам получается, что Алексей Хамцов был идеальным советским реставратором. Был ли он счастлив? Кто ж его знает, может, и был.