Памятник Николаю Степановичу Гумилеву в Кронштадте
Адрес:
Россия,Кронштадт.
Авторский коллектив:
Скульптор: Екатерина Пильникова
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Еще один вопрос, который обсудил градостроительный совет Петербурга на прошлой неделе – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Лаконичный постамент с бронзовым бюстом в античном стиле планируют установить на пешеходном бульваре на улице Комсомола – недалеко от дома, где родился поэт. Скульптуру выбирали по конкурсу, который проходил в 2021 году. Выбор жюри пал на вариант Екатерины Пильниковой, успевшей себя зарекомендовать: ее Петр Чайковский установлен в Лейпциге, Лев Толстой – в Сеуле, в 2019 году она участвовала в подготовке экспозиции павильона России на Венецианской биеннале.
Памятник Николаю Степановичу Гумилеву в Кронштадте. Генеральный план
Форма бюста была выбрана из-за камерности бульвара. Высота, по словам Екатерины Пильниковой, «ориентирована на то, чтобы человек среднего роста не смог натирать Гумилеву нос». Светлые оттенки патины для бронзы и гранита для постамента обусловлены ощущением Кронштадта: автор воспринимает его как воздушный и светлый портовый город. На постаменте нет ничего, кроме фамилии и имени поэта. Место для установки определила комиссия КГА.
Памятник Николаю Степановичу Гумилеву в Кронштадте. Фасады
Екатерина Пильников работала без архитектора – это и стало главным предметом обсуждения: эксперты объясняли, почему без него не обойтись и указывали на недочеты, справиться с которыми «хватило бы квалификации студента».
Михаил Мамошин заметил, что близкое расположение к дереву плохо скажется на его корневой системе. Вячеслав Ухов указал на необходимость индивидуального пространства памятника. Владимир Реппо обратил внимание на то, что спрятанная под снегом плитка имеет активный паттерн и будет влиять на восприятие памятника, а также сравнил его с приставленным к дорожке «бегунком». Михаил Мильчик согласился: «нужно акцентировать в мощении место памятника, чтобы приостановить прохожего, а также указать даты рождения и смерти, дать поэтическую цитату». Максим Атаянц увидел беду в легкомысленном подходе к шрифту. Владимир Григорьев отметил, что архитектор «избавляет скульптора от решений несвойственных и рутинных».
Памятник Николаю Степановичу Гумилеву в Кронштадте
Евгений Герасимов сравнил происходящее с пьесой Николая Гоголя «Женитьба» и посоветовал экспертам градсовета обсуждать более серьезные проекты вроде Музея военно-морской славы, открывшегося в Кронштадте в прошлом году и напоминающего ему автодилерский центр. Олег Харченко посчитал, что Градостроительный совет уже выполнил роль коллективного архитектора и призвал доверять автору. Семен Михайловский удивился, что при наличии безупречной работы очевидно талантливого скульптора «все хотят то ли посрамить художника, который посмел обойтись без архитектора, то ли поучаствовать».